Лучший педагог года

Познавательно-творческий проект в первой младшей группе «Тропинкою в сказку» (1 фото)

Людмила Мельниченко
Познавательно-творческий проект в первой младшей группе «Тропинкою в сказку»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида №17»

Познавательно-творческий проект

в первой младшей группе 2

«Тропинкою в сказку»

Воспитатель: Мельниченко Л. П.

Проблема. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок.

Публикация «Познавательно-творческий проект в первой младшей группе „Тропинкою в сказку“» размещена в разделах

Актуальность проекта.

С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Цель проекта. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта :

1. Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.

3. Научить отражать содержание сказок в играх.

4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.

5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

6. Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка, консультации.

7. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Тип проекта : познавательно-речевой.

Участники проекта :

- -воспитатель первой младшей 2 группы;

- дети 2 – 3 лет;

- родители.

Продолжительность проекта : (краткосрочный).

Формы и методы реализации проекта :

1. Речь и речевое общение

- чтение детям сказок «Репка» и «Курочка Ряба»; «Волк и семеро козлят»,

- пение детской песенки «Два веселых гуся»,

- чтение потешек: «Петушок-петушок…», «Мишка косолапый…», «Ладушки-ладушки» и других;

-дидактические игры «Кто как кричит», «Кто за кем».

-пальчиковые игры «Мы слепили колобка».

- инсценировка сказок совместно с воспитателем.

-конструирование «Домик для колобка».

2. Здоровье и физическое развитие

- комплекс упражнений гимнастики «Курочки», «Два гуся»;

- подвижные игры: «Кошки-мышки», «По ровненькой дорожке», «Вышла курочка гулять».

3. Взаимодействие с родителями

- консультации на тему «Значение сказок в жизни ребёнка», «Роль сказки в воспитании детей»; «Роль сказки в развитии речи детей».

- изготовление фигурок для пальчикового театра;

Ожидаемый результат:

- правильное звукопроизношение и выразительной речи у детей группы;

- в процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развиваются представления детей о том, какие звуки издают домашние животные и птицы;

- дети узнают на картинках персонажей сказок : «Репка» и «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят»

- творческие навыки: дети изображают героев сказки;

- гармонизация детско-родительских отношений;

- у детей появляется интерес к игре;

- родители принимают активное участие в проектной деятельности – помогали изготавливать пальчиковый кукольный театр.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

- беседа с детьми о выявлении их знакомства со сказками;

- подготовительная работа педагога-воспитателя: стишки, потешки с использованием импровизации звуков, издаваемых домашними животными и птицами;

- иллюстрационный материал для работы: книжка-раскладушка с картинками, картонные фигурки домашних животных (кошка, собака, мышка) и птицы (петушок, курочка, цыплята);

- подготовка сценария для подвижной игры с детьми по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Основной этап:

1. Чтение одной из сказок. Рассматривание картинок в книжке. Ознакомление с персонажами сказки. Узнавание их на картинках.

2. Повторное чтение сказки с использованием картонных фигурок сказочных персонажей на игровом столе.

3. Подвижная игра с использованием ролей сказочных персонажей под комментарий воспитателя. В конце игры танец под ритмичную музыку.

4. Дидактическая игра «Разложи героев сказок». Цель: развитие мыслительных способностей, умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.

5. Подвижные игры «Кошки-мышки», «Кот из дома – мыши в пляс».

Заключительный этап:

- оформление папки-передвижки для родителей;

- театрализовано-развлекательный досуг по сказке - «Репка»;

- подведение итогов проекта;

Инструментарий: красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба» и «Репка»; картонные фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра; пальчиковые фигурки для сказки «Репка», атрибуты верхней одежды и маски-шапочки для персонажей.

Использованная литература:

1. Брязгун А. Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.

2. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».

3. Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://kladraz.ru/blogs/svetlana-yurevna-hramcova/proektnaja-dejatelnost-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html.

5. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».

Выводы:

Планировалось дать детям элементарные представления о сказочных персонажах и их реальных образах в окружающем мире, и в природе. Кроме того, присутствовало желание вовлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.

В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за воспитателем импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию двухстороннему диалогу детей с педагогом. Таким образом, у детей первой младшей группы началось формирование представлений о животном мире, что способствовало активному повышению речевого уровня и словарного запаса

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Консультация для родителей

«Значение сказок в жизни ребенка»

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который первоначально никоим образом не создавался для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество. А, как известно, церковь всегда боролась с языческими верованиями. Педагоги середины Х1Х века также были уверены, что сказка оказывает отрицательное воздействие на слушателя, задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшных персонажей, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты. Похожие аргументы приводили противники народного творчества и в советское время. В чем-то, возможно, они были правы. Следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста. Иные из них могут расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде, чем рассказать или прочитать своему малышу сказку, проанализируйте ее содержание сами.

Сегодня потребность в сказке особенно велика. Ребенка буквально захлестывает все увеличивающийся поток информации. И хотя, восприимчивость психики у детей велика, она все же имеет свои границы. И тогда только сказка освобождает его подсознание от всего неважного, необязательного, переключает внимание на простые действия сказочных героев, объясняя, почему происходит так, а не иначе.

В течение тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Она воспитывала, помогала становиться мудрее, добрее. Формировала основы нравственности, морали, по законам которой предстоит жить детям. Сказки учили и учат детей любить и уважать своих родителей.

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время, когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Сказку можно читать перед сном, когда особое состояние перехода ко сну сочетается с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Не бойтесь одну и ту же сказку читать несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть сказки, в его воображении еще ярче возникают красочные образы персонажей.

Такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» в обработке К. Ушинского, «Петушок и бобовое зернышко» необходимо рассказывать маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить. Слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова и выражения.

Сказки позволяют детям различать добро и зло: ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и понимает, что зло наказуемо.

Из сказок дети черпают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности, способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма. В речевом развитии - обогащается словарь ребенка, корректируется мышление, внимание, память, воображение, мимика лица и жесты. В эмоциональном развитии сказка дает утешение, облегчение, помогает малышу увидеть путь выхода из эмоционального тупика.

Все это вполне возможно, если выбранная сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности, обрести эмоциональный комфорт и примириться с окружающим его непонятным и часто пугающим миром. То есть, сказка, ко всему прочему, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. И, хотя, советы сказки скрыты, все же сказка учит ребенка самостоятельно выбирать правильное решение.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Постарайтесь понять эмоциональную проблему вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Уважаемые родители! Помните, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, родители которых читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности, некая картотека жизненных ситуаций.

Читайте детям как можно больше, а главное, говорите с ними о том, о чем прочитали, обсуждайте проблемы сказки.

Рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Читайте, либо сочиняйте только такие сказки, которые близки и понятны именно вашему ребенку.

Пальчиковая гимнастика по сказке

«Курочка Ряба»

Воспитатель: Дети, сейчас мы при помощи наших рук расскажем-покажем русскую народную сказку «Курочка Ряба». Повторяйте за мной движения рук и пальцев. Встанем прямо. Следим за моими движениями.

1. Жили-были дед (обводим двумя руками сверху вниз воображаемую бороду у деда) и баба (изображаем, как покрываем голову платочком и завязываем под подбородком уголки платка).

2. И была у них курочка Ряба (стучим указательным пальцем по столу).

3. Снесла курочка, яичко (округляем пальцы рук и соединяем их кончики, образуя «круг», да не простое, а золотое.

4. Дед бил, бил (стучим кулачком по столу) – не разбил (разводим руки в стороны). Баба била, била (стучим кулачком по столу) – не разбила (руки - в стороны).

5. Мышка бежала (пальцы левой руки сжимаем в кулачок. Мизинец-«хвостик» оттопыриваем. Пальцами правой руки «пробегаем» по столу, хвостиком махнула (махнем указательным пальцем) – яичко упало и разбилось (взмах руками вверх).

6. Дед плачет, баба плачет (закрываем лицо обеими руками).

7. А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба (отнимаем ладони от лица). Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое (округлим пальцы и соединим их кончики в «круг»).

8. Сказала, так курочка Ряба и стала зернышки клевать (стучим указательным пальцем по столу).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Сценарий игровой ситуации по сказке

«Репка»

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, активизации речи.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей принять участие в игре по сказке «Репка».

Воспитатель: Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке : «Заходи!»

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди.

Загадаю вам загадку:

«Выросла она на грядке,

И тянули по порядку:

Дед сначала, потом бабка,

Потом внучка, потом Жучка,

Да, вот только, не смогли!

Слишком уж, большая штучка,

Выросла на грядке той.

А кошка с мышкою пришли, -

Сразу выдернуть смогли!

Кто из вас, ребята скажет: что же, такое, выросло на грядке у бабки с дедкой? Правильно, это репка! А теперь посмотрим наш спектакль.

Воспитатель: - Жили-были дед и баба (входят переодетые в костюмы «деда» и «бабки» двое родителей, кланяются детям). Репку в землю посадили (встает один ребенок в костюме «репки» и садится на корточки в центре; «дед» с «бабкой» уходят).

Воспитатель: - Поливали и растили (встают дети без костюмчиков и начинают ходить хороводом вокруг «репки», имитируя движения ухода за «репкой»). Репка выросла большая, крепкая и удалая («репка» встает в полный рост, а дети садятся на свои места).

Воспитатель: - Вот решил дед репку вырвать (входит «дед»). Стал тянуть ее, тянуть («дед» берет «репку» за руку и делает вид, что тянет). Долго дед тянул, устал. От усталости упал («дед» садится около «репки», оборачивается и зовет «бабку») : Бабка, бабка – помоги! Репку вытащить, беги (входит «бабка», помогает «деду» подняться на ноги и становится рядом, держась за его плечо).

Воспитатель: - Бабушка за дедом встала, их теперь, уж, двое стало! Дед за репку ухватился. Потянули, потянули. Нет уж сил и у бабули. Бабка внучку позвала («бабка» смотрит на детей и машет рукой) : Внучка, внучка! Выручай! Бабке с дедом помогай! (встает «внучка» и бежит к «бабке»).

Воспитатель: - Внучка быстро прибежала, внучка за бабулей встала. Дедушка за репкой, бабушка за дедкой. Вместе дружно потянули. Да, уж видно, репка вросла в землю крепко. Внучка Жучку позвала («внучка» машет рукой «Жучке», зовет к себе на помощь).

Воспитатель: - Жучка, Жучка, выручай! Нам скорее помогай! (встает «Жучка», «лает» и бежит к «внучке» на помощь).

Воспитатель: - Жучка за внучкой встала, внучка за бабулей, бабуля за дедулей. Дед за репку ухватился, стали вместе репку рвать! Но в земле она опять! Что же делать? Как достать? Нужно срочно кошку звать («внучка» машет рукой «кошке»).

Воспитатель: - Мурка, Мурка, выручай! Нам скорее помогай! (встает «кошка», «мяукает» и бежит к «Жучке»).

Воспитатель: - Мурка за Жучкой, Жучка за внучкой, внучка за бабкой, бабка за дедкой, дедка за репкой. Снова вместе потянули! Репка больно уж крепка! Все сидит в земле она! Помощь мышкина нужна («кошка» машет рукой «мышке», зовет на помощь).

Воспитатель: - Мышка, мышка, выручай! Нам скорее помогай! («мышка» встает, пищит «пи-пи-пи!» и бежит к «кошке»).

Воспитатель: - Мышка за кошкой, кошка за Жучкой, Жучка за внучкой, внучка за бабкой, бабка за дедкой, дедка за репкой. Потянули, потянули. Выдернули репку! (все хороводом идут за «репкой» по кругу).

Воспитатель: - Вот и сказочке конец, а кто слушал, молодец!

В каждой сказке есть намек, добрым молодцам урок!

В этой сказке суть одна – дружба победит всегда!

Кто дружно за работу берется, тому всегда все удается!

Сказка «Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянули репку.

Сказка «Курочка Ряба»

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, Золотое.

Дед бил, бил — не разбил;

Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут!

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое.

Познавательно-творческий проект в первой младшей группе «Тропинкою в сказку»
Публикации по теме:

Информационно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Морковкина неделя»Информационно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Морковкина неделя» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (одна неделя) ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий. ТИП ПРОЕКТА: игровой. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в сказку «Колобок». Кубик, шар» в первой младшей группеКонспект занятия по ФЭМП «Путешествие в сказку «Колобок». Кубик, шар» в первой младшей группе Цель: познакомить детей с предметами различной формы - кубик и шар. Задачи: Образовательная: формировать умение различать предметы по.

Познавательно-развлекательный проект в первой младшей группе «Ёлочка — зеленые иголочки»Познавательно-развлекательный проект в первой младшей группе «Ёлочка — зеленые иголочки» Подготовила и провела: Ильясова В Н. Тип проекта: познавательно – развлекательный. Сроки реализации: краткосрочный (18 – 29 декабря) Участники.

Познавательно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Наши друзья — снеговики»Познавательно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Наши друзья — снеговики» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (одна неделя) ВИД ПРОЕКТА: познавательно -творческий. ТИП ПРОЕКТА: творческий. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.

Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?»Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Познавательно-творческий проект для детей 3-4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Воспитатели: Порфирьева.

Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?» Проект создан в соавторстве с Насоновой Еленой Ивановной Тема проекта: «Как рождается сказка?». Вид проекта: познавательно-творческий. Продукт.

Познавательно-творческий проект «Волшебная пуговица»Познавательно-творческий проект «Волшебная пуговица» Участники проекта: дети группы; воспитатель группы; родители воспитанников. Срок реализации: краткосрочный (2 недели) Цель: Заинтересовать.

Познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток»Познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток» Мои запасы лоскутков для многих просто хлам. Но я без них уж не могу, и выбросить не дам! А. Жарикова Участники проекта: дети группы,.

Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок»Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок» Проект «Волшебный мир снежинок» Тип проекта: познавательно - творческий Руководитель проекта: Скорюпина Г. Ш., воспитатель; Участники.

Познавательно-творческий проект в средней группе «Жизнь дана на добрые дела» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Автор проекта: воспитатель средней группы № 4 –Воровская С. В. Участники проекта: воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект в первой младшей группе «Тропинкою в сказку»
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 13:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект в первой младшей группе «Тропинкою в сказку»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мельниченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД