Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский проект «Обыкновенное чудо — соль»

Нина Купрейчик
Познавательно-исследовательский проект «Обыкновенное чудо — соль»

Познавательно – исследовательский проект

«Обыкновенное чудо – соль».

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Сделай – и я пойму!»

Восточная мудрость.

Актуальность:

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному. И задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисково - познавательной деятельности детей – проектный метод, который позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Обыкновенное чудо — соль“» размещена в разделах

Проблемная ситуация:

При рассматривании альбома «Озера России» дети были поражены увиденным на фотографии озера Баскунчак: вокруг озера не песок, не трава, а обыкновенная соль. Дети стали задавать вопросы: что такое соль? Откуда она берется? Как её добывают? Какая бывает соль? Так и возник проект «Обыкновенное чудо – соль».

Цель проекта : изучить, закрепить, расширить и обобщить знания детей о соли, её свойствах, пользе и вреде; формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

Задачи:

1. Выяснить, откуда берется соль, как её добывают.

2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль

разная.

3. Исследовать свойства соли опытным путем.

4. Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.

5. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для

исследовательской деятельности.

6. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

7. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

8. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству,

посредством сказок, загадок, пословиц и поговорок.

9. Воспитывать у детей опасение к чрезмерному употреблению соли.

Гипотеза: предположим, что соль – не только необходимый продукт питания, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.

Методы исследования:

1. Сбор информации в сети Интернет

2. Проведение опытов.

Ожидаемые результаты:

1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.

2. У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.

3. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.

4. Пополнение предметно – развивающей среды.

5. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

При реализации проекта использовались различные виды деятельности:

1. коммуникативная (беседы, творческое рассказывание);

2. познавательно – исследовательская

(наблюдение, экспериментирование, экскурсия);

3. продуктивная (рисование);

4. трудовая.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

- сбор и анализ методической литературы по данной теме;

- определение цели и задач с воспитателями и, детьми, родителями;

- составление плана работы над проектом.

Основной этап:

- реализация проекта;

- сбор информации из разных источников;

- беседы и творческие рассказывания («Как добывают соль», «Как соль попадает в море».

- «Эта удивительная соль».

-«Где используется соль».

-«Соль в народных приметах и поверьях».

-«Почему соль разного цвета».

-«Соленые города».

- чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, знакомство с пословицами и поговорками);

- наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»;

- экспериментирование «В гостях у кристаллика соли», «Выращивание кристаллов соли»;

- экскурсия «Как соль помогает на дороге»;

- изодеятельность «Соленые советы»;

- для родителей: памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», папка – передвижка «Соляные лампы».

4. Презентационный (обобщение и систематизация знаний) :

- фотоальбом и презентация «Обыкновенное чудо – соль»;

- альбом «Полезные советы»;

- книжки –малышки «Интересное про соль»;

- фотовыставка кристаллов.

Взаимодействие с родителями:

1. индивидуальные беседы с родителями, памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», папка – передвижка «Соляные лампы»;

2. помощь в подборе информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта, иллюстративного материала, оборудования, в обогащении предметно - развивающей среды;

3. участие в создании альбома «Полезные советы» (совместное рисование с детьми, фотовыставки кристаллов соли;

4. участие в изготовлении книжек – малышек «Интересное про соль». Заключительный этап:

Практическая деятельность:

Значение соли:

- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;

- соль используют, когда засаливают продукты ( например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму);

- солью можно мыть посуду;

- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;

- для здоровья полезны ванны с морской солью;

- соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.

Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.

Изучаем свойства соли

Смотрим на цвет, он белый. На вкус солёная. Растворяется в воде. Имеет свойство скрипеть. Соль похожа на снег. Как и снег она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее, то слышен хруст.

Опыт №1. Незамерзающая соль

Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 2 часа обнаружили, что пресная вода начала превращаться в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через 12 часов проверили. Солёная вода немного замерзла, и стала похожа на жидкую кашу.

Вывод: теперь мы знаем, почему зимой дорогу поливают соляным раствором.

Опыт№2. Заснеженный букетик

Для этого мы налили в чашку горячую воду и добавили туда соль, помешивая, до тех пор, пока она не растворилась. В чашку поместили сухие ветки вербы. Утром мы вытащили ветки и положили их сушить возле батареи. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но наш иней не растает.

Вывод: соль – интересный материал для творчества.

Опыт №3. Выращивание кристаллов

Из обыкновенной соли мы решили вырастить кристаллы. Для этого нам понадобилось: соль, баночка с теплой водой и шнурок, на котором будет расти кристалл. Сначала мы налили в баночку тёплую воду (меньше половины, насыпали 3 столовых ложки соли и хорошо размешали. Когда соль растворилась, положили шнурок так, чтобы один его конец был в баночке, а другой свисал. И стали наблюдать за ростом кристаллов. Уже на второй день можно было заметить небольшие кристаллики соли. А через 10 дней весь шнурок и края банки были покрыты белыми кристалликами соли. На шнурке видны сотни маленьких блестящих кристаллов.

Вывод: соль – интересный материал для проведения экспериментов.

Опыт №4. Водоплавающее яйцо или «эффект Мертвого моря»

1. Берем две емкости с водой и одно сырое яйцо. В одну из емкостей добавляем 3ст. ложки соли.

2. Опускаем в пресную воду сырое яйцо – оно опускается на дно.

3. Опускаем яйцо в соленую воду. О, чудо! Яйцо не тонет!

Результаты проекта :

Таким образом, в процессе реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дошкольники узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах, о вреде и пользе для нашего организма. Самостоятельно провели много интересных опытов, познакомились со способами выращивания кристаллов соли. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно – следственные связи, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.

Список используемой литературы:

1. Буянова Н. Ю. Я познаю мир : Детская энциклопедия.

М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

2. Песков В. К. Окно в природу: Щепотка соли. М- 2000.

3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М-2004.

4. Почемучка. Детская энциклопедия. М., «Росмэн»,2005

5. Ресурсы интернета:

https://o-soli.ru/istoriya-soli/page-2/

https://www.artkavun.kherson.ua/en-vseobschaya-istoriya-soli.htm

https://www.chudopredki.ru/2211-primety-i-sueveriya-o-soli.html

https://funfacts.ru/fakty-o-ede/1258-interesnye-fakty-pro-sol.html

Прикреплённые файлы:

0000f3f5-f503151c_rtitf.pptx | 6121,43 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Волшебство под Новый год или Обыкновенное чудо»Фотоотчет «Волшебство под Новый год или Обыкновенное чудо» Предновогоднее время - это приподнятое настроение, веселье, ожидание исполнения желаний и какого - то чуда, волшебства. Ощущение это свойственно.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на окне» Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть перваяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть первая Участники проекта: ребёнок младшего школьного возраста и его родители. Время проведения: долгосрочный. Цель проекта: развитие познавательного.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третьяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третья «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа» Есть чудные живучие растения, я удивляться им не устаю. Фасоль стремится вырваться из.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть втораяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть вторая В стручках всегда она растёт, На грядке садовод её найдёт. Фасоль мы любим, уважаем, Все вместе дружно собираем. И вкус прекрасный точно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Обыкновенное чудо — соль»
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 20:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Обыкновенное чудо — соль»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Купрейчик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД