Папки-передвижки

Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе «Космос»

Елена Сидорова
Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе «Космос»

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса у детей, интеллектуальной активность.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах. Обогащать словарный запас детей словами: «вселенная», «кратеры», «солнечная система», «воздушная волна», названиями планет, и др.

Развивающие:

Публикация «Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе „Космос“» размещена в разделах

Развивать у детей навыки экспериментирования. Развивать наблюдательность, активный познавательный интерес, умение делать выводы по результатам экспериментирования. Развивать двигательную активность детей.

Воспитательные: Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний. Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками. Воспитание активности, умения работать в коллективе.

Демонстрационный материал: мультимедиа презентация к занятию, макет солнечной системы, воздушные шары по количеству детей, глубокая емкость округлой формы для создания мини-космоса, пипетки на каждого ребенка, миска с мукой, пластилиновые шары на веревке, металлические гайки, вещества для проведения опытов и экспериментов: спирт, вода, растительное масло.

Методические приемы: Наглядные, игровые, словесные, практические

Ход занятия:

Воспитатель заходит вместе с детьми в зал.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие «Передай звездочку дружбы»

Воспитатель: А сейчас давайте познакомимся друг с другом. У меня в руках ярко светящаяся звезда дружбы, которую мы будем передавать друг другу, называя свое имя. Я, Елена Игоревна …., следующий ребенок говорит свое имя и передает и т. д. (передаем звездочку дружбы по кругу, и она возвращается обратно к воспитателю)

Воспитатель: Молодцы, вот и мы познакомились. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено космосу.

Воспитатель: С давних пор люди, глядя на небо хотели знать, а что там есть. А вы, ребята, обращали внимание на прогулках на дневное и вечернее небо? А какая между ними разница? Что нам видно вечером или ночью на небе, чего не видно днем и наоборот? ( предположения детей: днем они видят солнце, а вечером и ночью звезды и Луну).

Воспитатель: А может вы знаете, что такое Солнце?

Ответы детей.

Воспитатель: Солнце – это огромная звезда, похожая на те, которые мы видим ночью. Но Солнце во много раз больше других звезд и светит намного ярче. У Солнца есть «семья», в нее входит и наша планета. А как называется наша планета?

Воспитатель: Правильно, Земля. Кроме Земли в эту семью входят также и другие планеты, и называется эта семья «Солнечная система». В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг вращаются восемь главных планет. Третья по счёту и есть наша Земля.

Еще с детства я знаю одну сказку про солнечную систему. Хотите послушать? Присаживайтесь поудобнее на подушки и послушайте.

Сказка «Солнечная система» с демонстрацией модели солнечной системы.

Живет во Вселенной дружная семейка "Солнечная система".

Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает.

Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку - "Венерой", самую добрую - Землей, самый драчливый носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.

Сатурн — это весельчак с красивыми кольцами.

У планет есть друзья- спутники. У Земли есть подружка – спутник, которую зовут Луна. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Кто теперь мне может сказать, что такое солнечная система.

Ответы детей.

Воспитатель подытоживает: Солнечная система - это солнце - вокруг которого вращаются 8 планет. Солнце считают центром Солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласил в гости в свою лабораторию мой давний друг, профессор Потомучкин, чтобы вы узнали больше интересного о космосе. Сейчас он должен выйти с нами на связь.

Воспитатель:

Потомучкин: Здравствуйте юные друзья. Кроме Солнечной системы существуют и другие, и все они находятся в космосе. Космос еще называют Вселенная, со звездами, планетами и множествами других небесных тел. Это бескрайнее пространство, даже если полететь на ракете, невозможно добраться до его края. (видео космоса)

Воспитатель: Как красиво, правда, ребята. Жаль, что мы не можем днем увидеть космос.

Потомучкин: В моей лаборатории вы можете создать космос и понаблюдать за движением планет.

Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть космос своими глазами?

Дети: да

Воспитатель: Ну тогда пройдемте в лабораторию и сделаем с вами мини космос.

Опыт 1: «Космос в сосуде»

Оборудование: Круглая ваза, пипетки на каждого ребенка, шпажки деревянные на каждого ребенка, растительное масло, спирт медицинский, вода.

Подготовка опыта: В круглый сосуд (вазу) заранее налит спирт, растительное масло (нерафинированное) набрано в пипетки.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступить с вами выполнению опытов, я хочу вам напомнить правила безопасности:

1. Руками не трогать жидкость в сосуде.

2. При работе с пипеткой быть аккуратными, держать ее строго за резиновую часть.

3. Запрещается пробовать вещества на вкус.

Выполнение опыта:

Воспитатель: Пипеткой осторожно капаем в наш сосуд со спиртом большую каплю масла. Понаблюдайте за каплей. В воде бы капля всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира. А в спирте капля сразу же опустилась на дно в виде как красивого золотистого шара! Все дело в плотности и тяжести этих жидкостей. Тяжелые жидкости "тонут" в более легких.

Как вы думаете, если масло оказалось на дне, т. е. утонуло, оно легче или тяжелее спирта?

Рассуждения детей.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю каждому взять пипетку с маслом и капнуть его в сосуд. Дети капают масло в сосуд.

Воспитатель: Но, если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт более плотным – т. е. чтоб он был тяжелее масла. Посмотрите, я осторожно в спирт буду добавлять маленькими порциями воду, и шар начинает "парить" над дном сосуда. Дело в том, что вода самая тяжелая из трех этих жидкостей, и она хорошо смешивается со спиртом. Разбавляя спирт водой, он становится тяжелее и начинает выталкивать масло вверх.

Вот посмотрите, как наши шары всплывают и у нас в сосуде появляется свой небольшой космос, где масляные шары и есть космические тела : планеты, звезды. А теперь можно шпажкой взболтать осторожно нашу жидкость и увидеть, как небесные тела будут двигаться в космосе. (проделывает воспитатель)

Воспитатель: Итак, мы увидели, что космос – это множество планет, звезд и других небесных тел.

Воспитатель: Я очень любила в детстве смотреть на звездное небо. Предлагаю нам сейчас отправиться в полет вокруг Земли, посмотреть на звезды. А полетим мы с вами на ракете.

Физкультминутка «Ракета»

Приготовимся, ребята

Нас уже ракета ждёт! встать смирно

руки над головой «домиком»

Отправляемся сегодня

мы в космический полёт. шагаем на месте

Проверяем снаряженье,

Тренировку проведем. руки вперёд, вверх, в стороны

Сквозь космические дали

Вокруг Земли мы «поплывем» Повороты в стороны, руки поочередно ко лбу - смотрим

Быстро мчимся мы в ракете,

Невесомость в корабле. Руки в стороны, имитация движений, присесть

Перегрузки знаем эти

машем мы рукой Земле! Встать и помахать руками

Воспитатель: А сейчас пройдемте в ракету (макет ракеты из ткани и стоек с вырезанными иллюминаторами).

Воспитатель: К старту готовы?

Дети: готовы

Воспитатель: 5,4,3,2,1 – пуск!

Воспитатель: во время полета попрошу всех подойти к иллюминаторам, тогда вы сможете наблюдать за звездным небом.

Включается видео со звездным небом, луной под космическую музыку, во время полета слышен голос Потомучкина.

Потомучкин: Не все звезды может наблюдать человеческий глаз на небе ночью. А с помощью телескопа можно рассмотреть даже далекие звезды. Можно увидеть, что большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми и даже красноватыми.

А вот крутящиеся звезды – пульсары. С огромной скоростью они вращаются из стороны в стороны и издают резкий звук.

Вот Луна, каждый день она разная. Луна это спутник Земли. На каменистой поверхности Луны много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами. Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.

В конце видео воспитатель говорит детям:

Воспитатель: Приготовиться к посадке, приземляемся.

После приземления дети выходят из ракеты.

Воспитатель: Вот мы с вами облетели вокруг Земли на ракете. И что же мы увидели в космосе?

Дети: Луну, звезды, вращающиеся звезды.

Воспитатель: А меня очень поразили вращающиеся звезды, какой они звук издают. А я всегда думала, что в космосе нет звука.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание в полете на поверхность Луны. Из-за чего поверхность Луны вся в ямах, и как они называются?

Дети: это кратеры, они образовались при падении метеоритов на луну.

Воспитатель: Давайте посмотрим с вами, как образуются кратеры.

Эксперимент 3 «Лунные кратеры»

В чашку или тарелку насыпать горку муки (песка, манки). Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.

Вывод: Это происходит, потому что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

После эксперимента на экране включается космическая музыка и появляется инопланетянин.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, и нам пора. Вам понравилось наше занятие? А что больше всего вам запомнилось? Вам было трудно?

Спасибо вам за интересную встречу, думаю, что полученные знания вам очень пригодятся. До свидания.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» .

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства дерева»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства дерева» Дети очень любят проводить опыты и эксперименты. Поэтому такая организованная образовательная деятельность вызывает у детей положительные.

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Конспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группеКонспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Способствовать обобщению представлений детей о свойствах воды. Задачи: -Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. -Воспитывать.

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группеПерспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группе «Экскурсия в детскую лабораторию» Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способе.

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке на тему «Наблюдение за улиткой» с детьми средней группыПознавательно-исследовательская деятельность на прогулке на тему «Наблюдение за улиткой» с детьми средней группы Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие,.

Познавательно-исследовательская деятельность «Наблюдение за одуванчиком на участке» в средней группеПознавательно-исследовательская деятельность «Наблюдение за одуванчиком на участке» в средней группе Форма проведения: групповая. Цель: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: развивать наблюдательность;.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Цветы раскрываются на воде»Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Цветы раскрываются на воде» МДБОУ Детский сад комбинированного вида «Берёзка» п. Чишмы Чишминского района республики Башкортостан Непосредственно образовательная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе «Космос»
Опубликовано: 28 января 2023 в 19:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе «Космос»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сидорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД