МААМ-картинки

Поэтический марафон «Читаем Тютчева сегодня и всегда!» для учащихся 3–4 классов (2 фото)

Елена Попова
Поэтический марафон «Читаем Тютчева сегодня и всегда!» для учащихся 3–4 классов

Поэтический марафон «Читаем Тютчева сегодня и всегда

(К 215-летию со Дня рождения)

для учащихся 3-4-х классов

Необходимые материалы и оборудование: Презентация к тексту сценария, кн. выст. «Любимые стихи Ф. И. Тютчева», аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского, призы — поэтические сборники.

Публикация «Поэтический марафон „Читаем Тютчева сегодня и всегда!“ для учащихся 3–4 классов» размещена в разделах

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь думали, как и почему в душе человека возникают стихотворные строки? Почему они заставляют наше сердце биться сильнее, рождают восторг, радость, или светлую печаль в душе? А откуда берутся поэты, и как возникает их талант?

Ответы детей

Ведущий: Да, сложно ответить на эти вопросы. Настоящая поэзия – всегда тайна, неподвластная никаким объяснениям и размышлениям. Кажется, проще простого, а попробуй так сказать – никогда не получится. Такой тайной, даром обладал Федор Иванович Тютчев. В этом году 5 декабря ему исполняется 215 лет со дня рождения. Посмотрите на его портрет.

(Слайд)

«Стройный, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный, необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокой думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах», - так описывал Ф. И. Тютчева публицист и поэт Иван Сергеевич Аксаков.

Соведущий ученик: Согласитесь, ребята, что чтение стихов — увлекательное и приятное занятие. Стихи интересно читать и перечитывать. И вы убедитесь в этом во время нашего поэтического марафона «Читаем Тютчева сегодня и всегда

Давайте сначала проведем разминку: я прочитаю одну строчку, а те ребята, которые первыми вспомнят продолжение стихотворения, прочитают вторую, потом все вместе закончим четверостишие.

Разминка

(На слайде)

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Люблю грозу в начале мая

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство –

И как, прошу, далось нам это

Так ни с того и ни с сего?

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ведущий: Молодцы! Мы начинаем первый этап марафона. Наши судьи будут внимательно следить за его ходом и подсчитывать набранные вами очки. За каждый правильный ответ, или выполненное задание вы получаете по одному очку. Победителем станет тот, кто наберет наибольшее количество очков. Первый этап

Что мы знаем о Тютчеве?

(На слайде)

Ответьте на вопросы:

1. Где родился Ф. И. Тютчев? а) в Москве, б) в Петербурге, в) в Овстуге.

2. Кто был учителем Тютчева? а) Хлопов Н. А., в) Муравьев А. Н., б) Раич С. Е.

3. Тютчев уже в 12 лет успешно переводил стихи. Чьи? а) Гёте, б) Гейне, в) Горация

4. Сколько лет учился Федор Иванович в Московском университете? а) 5 г., б) 4г., в) 2 г.

5. Сколько лет Ф. И. Тютчев прожил за границей? а) 12л., б) 22 г., в) 23 

6. В каком году умер Тютчев? а) в 1875г., б) в 1872г., в) в 1873г.

7. Кому адресовал Ф. И. Тютчев следующие строчки : «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет?» а) Николаю I, б) Лермонтову М. Ю., в) Пушкину А. С.  

Ведущий: Молодцы, ребята! Надо сказать, что вскоре, после окончания университета в 1822 году, Федор Иванович был причислен к русской дипломатической миссии в Мюнхене, и последующие 22 года его жизни прошли в западноевропейских странах. В России он жил только во время немногочисленных отпусков и возвратился на родину в 1844 году. «Я твердо решил окончательно остановиться в России. Мне надоело существование человека без Родины», - писал Тютчев родным из Германии. О Тютчеве отзывались как «о превосходнейшем человеке, очень образованном», с которым всегда охотно беседуешь. Своей незаурядной образованностью и всесторонней культурой он был обязан книгам, которых читал очень много. Думаю, нам надо всегда следовать его примеру. А сейчас мы переходим к следующему этапу.

«Прочитай знакомую строку

(На слайде)

Изменяя порядок слов, вспомните, как называется стихотворение Тютчева. За каждую правильно угаданную строку, вы получаете по два очка.

1. Летних, весел, как, бурь, грохот. («Как весел грохот летних бурь»)

2. Веет, над, как, долиной, тихо. («Как тихо веет над долиной») «Вечер»

3. Роща, как, смотри, зеленеет («Смотри, как, роща, зеленеет»)

4. Светлости, осенних, есть, в, вечеров. (Есть в светлости осенних вечеров) «Осенний вечер»

5. Смеется, лазурь, небесная (Лазурь небесная смеется) «Утро в горах»

6. Хорошо, о, море, как, ты, ночное («Как хорошо ты, о море ночное»)

Ведущий: Ребята, вы хорошо справились с этим заданием, мы с вами вспомнили удивительные строки Федора Ивановича Тютчева.

Соведущий ученик: Скажите, Елена Владимировна, а правда, что сам Федор Иванович не считал себя поэтом?

Ведущий: Да, Арсений, это так. Федор Иванович не считал себя поэтом, не очень дорожил написанными стихами, он часто рвал их, сжигал, или по рассеянности забывал написанное. Тютчев почти не печатал своих произведений, и, как поэта его в России не знали. Однажды тетрадь стихов Тютчева попала А. С. Пушкину. Александру Сергеевичу стихи очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник». Это было в 1836 году.

А вот отдельная книга вышла в 1854 году, в ней было 100 стихотворений, и о ней сразу же заговорили читатели, там были прекрасные стихи.

Соведущий ученик: А мне известно, что на стихи Тютчева было написано много песен и романсов.

Ведущий: Да, поэзия Тютчева вдохновила многих композиторов. Многими любим романс С. В. Рахманинова на стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Наш гости из студии «Начало» сейчас исполнят его для нас.

Звучит романс «Весенние воды».

Ведущий: В третьем этапе нашего поэтического марафона будут звучать чудесные строки Тютчева. Просим всех желающих прочитать любимые стихотворения Федора Ивановича. Будут учитываться: выразительность, дикция, артистичность, оригинальность исполнения. Высшая оценка — 5 очков.

Третий этап «И вновь душа поэзией полна»

Стихотворения о зиме, весне, лете, осени читаются на фоне соответствующих пьес П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

На слайдах демонстрируются картины русских художников

И. И. Левитан «Большая вода», «Золотая осень», «Озеро. Русь»; И. И. Шишкин «Ранняя осень»; А. И. Куинджи «После дождя», «Радуга»; В. Д. Поленов «Золотая осень», «Ока летом»; А. К. Саврасов «Оттепель», «Грачи прилетели», И. С. Остроухов «Ранняя весна»; К. Я. Крыжицкий «Озеро»; Б. В. Щербаков «Вихри грозовые»

Звучат стихотворения: «Весенняя гроза», «Что ты клонишь над водами», «Чародейкою Зимою», «Есть в осени первоначальной», «Пошли, Господь, свою отраду», «В небе тают облака», «Неохотно и несмело.»

Соведущий ученик: Читая Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству, красоте и выразительности русского языка; чувствуем, как благоговейно относился поэт к родному слову, родной природе.

Ребята, а кто из вас вспомнит стихотворения Тютчева в названии которых упомянуто определенное время суток? За правильный ответ вы получите одно очко.

Примерные ответы: «Вечер», «Декабрьское утро», «Полдень», «Летний вечер», «Утро в горах», «Осенний вечер», «Тихой ночью, поздним летом», «День вечереет, ночь близка».

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы — внимательные читатели. Слушая и читая стихи, мы чувствуем, как самые обычные слова, написанные в определенном порядке, могут тронуть наше сердце. Сила слова обладает особой энергией, подчиняющей себе наше воображение, создающей особый настрой, и здесь очень важна рифма. Следующее задание нашего поэтического марафона состоит в том, что вы должны припомнить рифмы, придуманные поэтом.

Четвертый этап «Угадай рифму Тютчева

(На слайде)

Несмело — (прогремело)

тучи — (летучий)

струя — (края)

трепещет — (плещет)

пора — (гора) или (вечера)

тень — (день)

долиной — (журавлиной)

зеленеет — (веет)

первоначальной — (хрустальной)

непогоды — (воды)

мая — (играя)

облака — (река)

ярко — (арка)

зимою - (бахромою)

Ведущий: Как увлекательно узнавать знакомые с раннего детства рифмы! Действительно, нет в России человека, который не знал бы «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…» и многих других стихотворений Ф. И. Тютчева. Для одних читателей этим и заканчивается знакомство с поэтом, для других эти стихи становятся началом большой привязанности и любви к творчеству Тютчева. Позднее вы узнаете стихи Федора Ивановича «Я встретил Вас», «Умом Россию не понять», «Молчание» и многие, многие другие. А сейчас мне хотелось бы прочитать для вас стихотворение Тютчева «Чему бы жизнь нас не учила».

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

Соведущий ученик: Невозможно представить себе нашу жизнь без поэзии. Без Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова; без поздравлений к праздникам, без песен. Это будет неинтересная, скучная жизнь.

Ведущий: Да, конечно, ты прав, Арсений. Как сказал итальянский поэт Джованни Боккаччо, живший в ХIV веке, «Подобно тому, как звезды в ясные ночи служат украшением неба и цветы весной - украшением зеленых лугов, так и блестки поэзии украшают нашу жизнь». Сегодня мы с вами читаем удивительные, проникновенные, мелодичные строки Ф. И. Тютчева. А. Н. Некрасов говорил, что его лирика – «одно из немногих блестящих явлений в русской поэзии».

Наше поэтическое соревнование завершается, я предлагаю перейти к его последнему этапу. «Что Тютчев не писал Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, вы должны вспомнить произведения великих русских поэтов. За каждый правильный ответ вы получите одно очко.

Пятый этап «Что Тютчев не писал

(На слайде)

Соведущий ученик:

1. Какое из перечисленных стихотворений не принадлежит перу Тютчева, и кто его автор?

а) «Осенний вечер», б) «Зимний вечер» (А. С. Пушкин, в) «Летний вечер», г) «Весенняя гроза»

2. Какая строка о Родине тютчевская? Кто автор других строк?

а) Люблю отчизну я, но странною любовью! (М. Ю. Лермонтов); б) Умом Россию не понять; в) Это ты, моя Русь державная (И. С. Никитин)

3. Какая строка об осени тютчевская? Кто автор других строк?

а) Унылая пора! Очей очарованье! (А. С. Пушкин); б) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад (А. К. Толстой); в) Есть в осени первоначальной

4. Какая строка о море тютчевская? Кто автор других строк?

а) Какое утро. Море снова. (А. Н. Майков); б) Ты, волна моя морская, Своенравная волна; в) Безмолвное море, лазурное море (В. А. Жуковский)

5. Какая строка о деревьях тютчевская? Кто автор других строк?

а) Белая береза под моим окном (С. А. Есенин); б) Средь кленов девственных и плачущих берез (Л. А. Мей); в) Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою?

6. Какое из перечисленных стихотворений принадлежит перу Тютчева? Кто автор других стихотворений?

а) Мороз и солнце; день чудесный! (А. С. Пушкин); б) Поет зима — аукает (С. А. Есенин); в) Зима недаром злится. ; г) Зимней свежестью пахнуло (И. А. Бунин)

Ведущий: Уважаемые судьи, думаю вы согласитесь со мной, если я скажу, что можно порадоваться за наших участников. Они хорошо знают произведения великих русских поэтов, ценят и любят их творения. Пока вы будете подводить итоги нашего поэтического марафона, мы послушаем романс Р. Глиэра на стихи Тютчева «Сияет Солнце, воды блещут» в исполнении народного артиста России О. Е. Погудина

Звучит романс «Сияет солнце, воды блещут»

Ведущий: Предоставляем слово нашим уважаемым судьям. Они объявят победителей. А наградой для лучших участников станут книги — сборники стихотворений великих русских поэтов.

Награждение победителей

На слайде «Солнце тютчевской поэзии все выше и выше восходит над нашей землей. Да будет сиять оно всегда

Ведущий: Все русские люди: и взрослые, и дети снова и снова обращаются к творчеству Федора Ивановича Тютчева. Читаем Тютчева сегодня и всегда! И. С. Тургенев писал: «Тютчев может сказать о себе, что он создал речи, которым не суждено умереть». «Мы с вами, друзья, богатейшие люди на свете, ибо являемся владельцами уникального духовного и культурного наследия. Я имею в виду русскую классическую литературу, русское классическое искусство(В. М. Сидоров) Имя Федора Ивановича Тютчева золотыми букавами вписано в эту сокровищницу. «Солнце тютчевской поэзии все выше и выше восходит над нашей землей. Да будет сиять оно всегда(В. М. Сидоров) До новых встреч, дорогие друзья, дорогие знатоки и ценители Поэзии!

Используемая литература:

Тютчев Ф. И. Весенние воды: Лирика. - М. : Дет лит., 1983.- 126с. :

Тютчев Ф. И. Стихотворения. - М. :Сов. Россия, 1977.- 28с. : ил.

Край ты мой родимый край. : Стихи русских поэтов XIX века. - М. : Дет. Лит., 1986.-

174с. : ил.

Родные поэты : Стихотворения русских поэтов-классиков. - М. : Дет. лит., 1986.- 287с. : ил.

Слово и судьба/Редактор-составитель Л. И. Жук. - Минск: Изд-во ООО «Красико-Принт», 2003.- 128с.

Сидоров В. М. Слово о Тютчеве//Литература в школе. - 2013, - №2.- с. 19-22.

Поэтический марафон «Читаем Тютчева сегодня и всегда!» для учащихся 3–4 классов
Фото «Читаем Тютчева сегодня и всегда!»
Публикации по теме:

Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов»Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов» В последнюю неделю уходящего года и четверти моим ученикам было предложено написать новогоднее сочинение по одной из тем: 1. "Новогодняя.

Занятие по воспитательной работе к 8 Марта «Цветы, какие есть на свете, цветут сегодня пусть у ваших ног» для 1–4 классов Конспект занятия по воспитательной работе Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Цветы, какие есть на свете, цветут сегодня пусть у.

Кроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классовКроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классов Кроссворд «Математическая шкатулка» Кроссворд «Математическая шкатулка» составлен для школьников 8-9 классов с целью проверки их умения.

Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов»Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов» 22 декабря в «математическое кофе» были приглашены учащиеся 5-х классов. Там их встретили приветливые официанты и строгие кассиры, их роль.

Задачи для учащихся 6–11 классов «Проценты в профессиях» Проценты в профессиях (6-11 классы)Проценты широко применяются в нашей жизни. Посмотрим, в каких профессиях они встречаются чаще всего.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Экскурсия учащихся 1 и 2 классов в православный храмЭкскурсия учащихся 1 и 2 классов в православный храм егодня православные отмечают праздник архангелов Михаила и Гавриила Этот день в народе называют праздником «Святых Архангелов», «Святых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поэтический марафон «Читаем Тютчева сегодня и всегда!» для учащихся 3–4 классов
Опубликовано: 20 октября 2020 в 10:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поэтический марафон «Читаем Тютчева сегодня и всегда!» для учащихся 3–4 классов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД