Лучший педагог года

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории

Анна Буркова
Понятие «Гендер» и современные гендерные теории

Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов их участия в политической, экономической, социальной, духовной, культурной жизни общества. Свободный выбор возможностей для человека является условием его развития и представляет собой одну из самых высших целей человеческого общества. Среди основных возможностей, которые являются ключевыми для открытия доступа к остальным возможностям, выделяются три: возможность вести долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь материальное благосостояние, которое позволяет обеспечить достойный уровень жизни. Развитие человека является главным смыслом и формой существования человеческого общества. Современный уровень развития прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека не только создает возможность поставить человека в центр общественного развития, но также диктует необходимость использования результатов прогресса для развития человека.

Публикация «Понятие „Гендер“ и современные гендерные теории» размещена в разделах

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине.

Также восприятие биологических различий между полами определяется культурными факторами. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Если бы такое видение биологических различий сохранилось до сегодняшнего дня, то с учетом новых знаний о человеческой природе мы были бы более склонны считать мужской организм модификацией женского. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.

Исследования проблемы «пола» и «гендера» определяются сложностью и неодназначностью самого предмета, включающего биологический, социальный и индивидуальный аспекты. В психологии используется как понятие «биологический», так и «психологический пол». В последние десятилетия идет активное исследование соотношений между частными детерминантами психологического пола, например, между разными аспектами половых ролей. Пол биологический - совокупность контрастирующих генеративных признаков одного вида. Пол социальный - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Следует отметить, что пол - одна из базовых характеристик человека как биологических, так и психологических - «стержень» его самосознания.

В психологической науке выделяется три основных направления исследований, связанных с проблемой пола:

первое основано на изучении объективно существующих полоролевых различий психики и поведения (В. А. Геодакян);

второе направление исследования изучает стереотипы феминности - маскулинности в рамках той или иной культуры (В. С. Агеев, Т. И. Юферева и др.);

третье направление посвящено исследованию проблем формирования половой идентичности, которая обычно понимается как единство сознания и поведения индивида, относящего себя к определенному полу.

Три подхода не находятся в изоляции друг от друга, а являются взаимосвязанными. Если половая идентичность предполагает «. мнение индивида о самом себе как представителе определенного пола в сравнении с половыми эталонами», то в изучении этого явления важную роль играет исследование содержания эталонов пола (второй подход, которые связаны с системой половых различий (первый подход).

Половая роль - это представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений. Иначе подходит к определению соотношения понятий «половая роль» и «половая идентичность» И. С. Кон. Он считает, что половые роли соотносятся с системой нормативных ожиданий культуры, а половая идентичность - с системой личности.

Э. Эриксон - основоположник теории личностной идентичности - выдвинул концепцию половой идентичности, соответствующую мужскому и женскому принципу устройства человеческого тела. Исходя из этой позиции, мужчины характеризуются восприятием пространства как внешнего по отношению к себе. Специфика женского пола связана с переживанием некоего «внутреннего пространства». Этим определяются «. способности женщины на многих уровнях существования активно заключать в себя, принимать, не отпускать, иметь и удерживать, а также держаться за что-то».

Таким образом, половая идентичность является предметом многочисленных исследований, проводящихся с позиций различных психологических школ. В содержательном и в терминологическом плане более логичным, стройным и проработанным нам представляется следующее определение: «Половая идентичность рассматривается как внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия». Наибольшую ясность в ее дифференциацию вносит определение понятия «гендер».

В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Биологически обусловленная активность психических и реактивных процессов, в свою очередь, является исходным материалом для последующего становления, реализации, развития и изменения разнообразных форм проявления личности в социальном контексте. Биологическая активность человека осуществляется в социокультурном пространстве. Следовательно, человеческое поведение включает в себя не только базовую активность, но и то, на что направлена эта активность.

В психологическом смысле поведение включает в себя в первую очередь мотивы, цели, ценностные ориентации и средства, преобразующие данные природой возможности в те или иные поступки. А мотивы, цели, ценностные ориентации и средства связаны с воздействием на человека культуры и общества. Общество определяет средства и границы проявления активности человека. Культура предоставляет систему, посредством которой человек обозначает свои природные качества, наделяет их определенным смыслом. Следовательно, культура - это один из системообразующих признаков поведения, которые исследователи обозначают мужское и женское начало. Другими словами, культурное предопределение отдельных человеческих качеств и способностей выступает одним из значимых оснований для классификации мужских, женских или нейтральных (то есть свойственных обоим полам) признаков.

Концепция социально конструируемого гендера, предложенная Кэндест Уэст и Дон Зиммерман, базируется на теории П. Бергера и Т. Лукмана, в основе которой лежит понимание того, что социальная реальность одновременно и субъективна, и объективна, она создается в ходе социального взаимодействия. Социальная реальность объективна, ибо существует независимо от индивида, но она же и субъективна, ибо постоянно созидается, поддерживается и воспроизводится индивидом в ходе социального взаимодействия, либо в ходе ожидания социального взаимодействия.

К. Уэст и Д. Зиммерман предложили следующее понимание гендера : «Гендер "создается" мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию тендера». При этом они указали, что в традиционных обществах пол понимается как заданная биологическими критериями социально одобренная и принятая определенность. Социально принятая определенность пола выражается через принятые и одобренные социумом категории признака пола (соответствующая полу одежда, поведение, голос, движения и т. д.). Гендер же является продуктом особого рода социального делания (создания) в ходе социального взаимодействия. Каждый конструирует собственную гендерную принадлежность, и точно так же каждый мгновенно «прочитывает» гендерную принадлежность другого. Понятия гендерный дисплей (гендерное проявление) и гендерная роль прекрасно отражают поведенческие аспекты ожиданий и интерпретаций, связанных с непременным разделением на мужское и женское. К. Уэст и Д. Зиммерман указали, что более адекватными при рассмотрении гендера как постоянной деятельности в ходе обыденного взаимодействия являются понятия «пол», «категория пола», «гендер».

«Пол». Понятие пола обусловлено социально принятыми биологическими критериями: наша культура различает только два пола, тогда как антропологам известны культуры, различающие большее количество полов.

«Категоризация по признаку пола». В практике повседневного общения абсолютно все во внешности, поведении и т. д. направлено на маркировку и атрибуцию с конкретным полом. Как указывают исследователи, в основе коммуникативного доверия лежит потребность идентификации партнера по взаимодействию.

«Гендер». Гендер конструируют, создают индивиды, но он проявляется исключительно в ходе социального взаимодействия. Создание (конструирование) гендера состоит в управлении ситуациями таким образом, что поведение рассматривается как гендерно соответствующее или намеренно несоответствующее.

Продолжая предложенную К. Уэст и Д. Зиммерман классификацию, отечественные исследовательницы Е. Здравомыслова, А. Темкина и И. Тартаковская разработали понятия «гендерная система» и «гендерный контракт».

«Гендерная система» — существующая в социуме система социального взаимодействия по поводу гендерного поведения и гендерной идентификации; представляет собой многоуровневый феномен, объединяющий набор социальных, институциональных и символических практик, с помощью которых мужчины и женщины разделяются по признаку пола и оказываются в ассиметричном положении в отношении друг друга. Система гендерного взаимодействия подвижна как ситуационно, так и исторически: так как «гендер — не та "вещь", которая вечно присутствует в одной и той же исторической форме в каждой ситуации. Из-за того, что нормативные представления об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу, различаются в разных культурах и в разное историческое время, регулирование ситуативного управления в свете этих экспектаций может приобретать самые различные формы».

Таким образом, и пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным событиям и явлениям, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных ситуациях социального взаимодействия.

В процессе познания из окружающего мира вычленяются и именуются предметы, свойства, процес­сы не только реальных, но и духовных миров. К последним можно отнести образы, "символы, эталоны и стереотипы культуры, а также признаваемые обществом ценности, этические нормы".

В виде когнитивно-концептуальных структур они образуют основу картины мира, «зависящей, в современном понимании, от особенностей истории и общественного устройства, природы, традиционных видов деятельности и других форм проявлений данной национально-культурной общности. Особое место в картине мира занимают принципы и модели.

Гендерные стереотипы, возникающие над биологически-половой реальностью, отражают совокуп­ность биологических признаков, социальных ролей, особенностей психики и поведения, присущие представителям данного пола в рамках данной культуры.

Применительно к гендерным стереотипам термины "маскулинность" и "фемининность" представ­ляют собой "концептуальные метафоры, передающие внутренне противоречивое и одновременно дина­мичное соотношение мужских и женских субстратов".

Проявление мускулинности и фемининности можно наблюдать в самых разных сферах: "в типах поведения, в различных видах социальной активности, а также в языке, описывающем эти феномены".

Интерпретация гендеризма как "реальности, опосредованной знаками, символами и текстами", выделение, наряду с биологической и социальной, культурно-символической составляющей пола, по­средством которой многие, непосредственно с полом не связанные феномены и понятия отождествля­ются с "мужским" и "женским", позволяют предположить, что в каждой культуре существует "тендер­ная картина мира". Это понятие включает в себя совокупность представлений, составляющих такое ви­дение человеком реальности, где вещи, свойства и отношения категоризуются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или женским началами. К причинам, лежащим в основании ее функционирования, следует отнести две принципиальные характеристики процесса мышления. Первой является сам способ концептуализации реальности при помощи бинарных оппози­ций как наиболее привычную и "экономную" форму организации картины мира, берущей начало в про­тивопоставлении "МЫ - ОНИ". Вторая заключается в следующем: общая картина мира всегда "очело­вечена", что обнаруживает себя в аллегорическом, символическом и метафорическом характерах ее об­разов, в обращении, например, к телесной метафоре. Поскольку человек не нейтрален к полу, то част­ным случаем антропоморфизации картины мира служит "наделение явлений и вещей гендерными ха­рактеристиками, соотнесение их с мужскими или женскими".

Одним из принципиальных положений гендерных исследований стал тезис о том, что в двух со­ставляющих пола - социальной и культурно-символической - содержатся неявные ценностные ориен­тации и установки. Природа и культура, эмоциональное и рациональное, духовное и телесное - эти фе­номены, непосредственно с полом не связанные, отождествляются с мужским или женским таким обра­зом, что внутри этих пар создается своеобразная иерархия, получившая название "гендерная ассимет- рия". То, что определяется как мужское, помещается в центр и рассматривается в качестве позитивного и доминирующего, а маркированное как женское - в качестве периферийного. Иерархия "мужественно­сти" и "женственности" как ценностей оказывает влияние на иерархию социальных субъектов (как от­дельных индивидов, так и, например, культур, для которых быть представленным или представлять самих себя как женщину или мужчину означает принять весь набор подобных атрибуций. Таким обра­зом, при помощи гендерной метафоры подтверждаются отношения неравенства, власти, контроля.

Вместе с тем должны быть сделаны два уточнения, без которых корректное объяснение многих фе­номенов гендерной картины мира невозможно. Во-первых, степень отмеченной андроцентричности культур различна. Так, вероятно, русская культура в силу ряда факторов менее андроцентрична, чем за­падная. Это обнаруживает себя в ее отдельных компонентах, будь то язык или философская концептуа­лизация мужского и женского начал.

Во-вторых, помимо отождествления фемининного с подчиненным, уязвивым, страдающим, необхо­димо принимать во внимание и другие смыслы, заключенные в данном концепте, равно как и в картине взаимодействия двух начал. Так, следует учитывать обстоятельство, которое, как правило, игнорируется в феминистском дискурсе: образ женского начала по своей сущности амбивалентен. Например, Ж. Лакон считает, что женщина в андроцентрической культуре "не существует", но при этом следует уточ­нить - не существует как действительность. Однако она постоянно присутствует как возможность и худшего, и лучшего. Женщина - это и меньше, чем мужчина, но и больше, чем мужчина. Мужчина - это человек, но всего лишь человек. "Фемининное как угроза нарушения одних норм и отрицание одних ценностей - это одновременно и возможность утверждения иных норм и ценностей, чем объясняется, например, глубокая укорененность в мировой культуре идеи спасительной миссии женского начала".

Мужское начало трактовалось "как апполоновское начало формы, идеи, инициативы, активности, власти, ответственности, культуры, личности, разума, абстрактного понятийного мышления, сознания, справедливости. Женское начало - как дионисийское начало матери, пассивности, подчинения, приро­ды, чувства, инстинктивности, бессознательности, конкретного мышления, милосердия. Такая трактов­ка мужских и женских качеств традиционна и для философского, и для массового сознания".

Важно учитывать, что "гендерные стереотипы, отражаемые языком, с одной стороны, культурно обусловлены, а с другой - осознаются индивидом в соответствии с его личным опытом".

Пол человека - одна из его важнейших как экзистенциальных, так и общественно значимых харак­теристик, во многом определяющая социальную, культурную и когнитивную ориентации личности в мире, в том числе посредством языка. Антропоориентированный подход к исследованию языка и ком­муникации тесно связан с когнитивной научной парадигмой и позволяет приписать мужественности и женственности статус концептов. Еще одним важным фактором изучения маскулинности и фемининно- сти является признание их не только когнитивно, но и культурно обусловленными сущностями и пере­несение их изучения в область лингвокультурологии и других наук, связанных с исследованием культу­ры и общества, а также в сферу взаимодействия культур и их отдельных представителей.

В свою очередь, гендерный подход основывается на ряде методологических принципов, важнейший из которых - релятивизация пола, то есть отказ от биодетерминизма и интерпретация гендера как соци­ально и культурно конструируемого феномена. Признание культурной обусловленности пола, его институциональности и ритуализованнного характера ведет и к признанию его конвенциональности, кото­рая неодинаково проявляется как в различных культурных и языковых сообществах, так и на разных этапах их развития. Все это позволяет подойти к феноменам мужественность и женственность не как к неизменной природной данности, а как к "динамическим, изменчивым продуктам развития человече­ского общества, поддающимся социальному манипулированию и моделированию и подверженным сильнейшему влиянию культурной традиции".

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Гендерные особенности детей дошкольного возраста» Величие небольших различий (памятка для родителей) • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. • Не уличайте детей.

Гендерные различия мальчиков и девочек по результатам опосредованной экспресс-диагностики уровня психического развития Гендерные различия мальчиков и девочек по результатам опосредованной экспресс - диагностика уровня психического развития детей старшего.

Гендерные различия страхов у детей 6–7 лет В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Конспект «Понятие Родина, любовь к Родине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Пласта. Разработка плана конспекта НОД по патриотическому.

Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.

Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников (Выступление на методическом.

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Понятие и виды профессиональной компетентности педагога Понятие и виды профессиональной компетентности педагога В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции,.

Понятие внимание в психологии Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы.

Родительское собрание «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» Цель родительского собрания – повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие «Гендер» и современные гендерные теории
Опубликовано: 9 сентября 2017 в 07:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие «Гендер» и современные гендерные теории» (включая файлы) размещена пользователем Анна Буркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД