Лучший педагог года

План-конспект занятия по лексической теме «Рыбы — водные обитатели»

Валентина Ашканова
План-конспект занятия по лексической теме «Рыбы — водные обитатели»

Цель. Создание условий для совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме : «Рыбы»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Рыбы».

- уточнить и расширить представления о среде обитания и внешнем виде рыб.

- закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.

- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Публикация «План-конспект занятия по лексической теме „Рыбы — водные обитатели“» размещена в разделах

- упражнять в словоизменении существительных единственного, множественного числа и множественного числа в родительном падеже;

- упражнять в образовании родственных слов;

- совершенствовать естественно-научные представления

- упражнять в умении проводить звуко-слоговой анализ слова

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, координацию речи с движением.

- развитие фонематического слуха и восприятия.

- развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки. - профилактика зрения, развитие межполушарного взаимодействия.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;

- воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать интонационную выразительность речи;

- создать положительную мотивацию к занятию.

Контингент детей: дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением рыб, знакомство детей с видами рыб, с их названиями, местами обитания, со строением рыбы.

Разучивание упражнений на развитие координации речи с движением - «Рыбка», «Рыбки – большая и маленькая», упражнения на формирование навыка звукового и слогового анализа.

Словарная работа: проговаривание названий рыб (акула, скат, меченосец, гуппи, щука, камбала, золотая рыбка, названий частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, рот, икра, чешуя).

Индивидуальная работа на занятии : контроль проговаривания звуков в связной речи и свободной речи.

Технологическая карта занятия

Этап Задачи этапа Содержание деятельности Использование формы организации деятельности, методы, приемы Результат

Психологический настрой Создать атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка Дети входят в кабинет и становятся в круг. Логопед: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Развитие общих речевых навыков.

Повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде,

на занятиях, в игре.

Говорим все чётко, внятно,

чтобы было всем понятно. Ситуативный разговор Психологическая готовность к совместной деятельности

Вводная часть

Организационный момент.

Вызвать интерес к содержанию занятия, направить внимание детей на выполнение заданий

упражнять в подборе схем к слову Сегодня мы с вами поговорим про подводных жителей. А кто они, узнаете, отгадав загадку.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю. (Рыба)

Посчитаем сколько звуков в слое: Рыба и сделаем звуковой анализ слова

Ребята, расскажите, что вы знаете о рыбах? (У рыб есть плавники, хвост, жабры, тело покрыто чешуёй).

Для чего рыбам жабры? (С их помощью они могут дышать в воде).

Зачем рыбам плавники и хвост? (При помощи хвоста и плавников рыбы могут плавать в воде).

Вы назвали много признаков, по которым мы можем сказать, чем рыбы похожи. Но на нашей планете живут разные рыбы.

Как называются рыбы, которые обитают в реке? (Речные)

Какие рыбы обитают в реке? Покажите и назовите. (Карась, окунь, щука).

А как называются рыбы, которые живут в море? (Морские).

Какие рыбы обитают в море? (Камбала, селёдка, рыба-молот, дельфин).

Если рыбки живут в аквариуме, то они как называются? (Аквариумные, декоративные).

А кто знает, какие рыбки живут в аквариумах? (Гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик).

Акулы водятся в океане

проводить звуко-слоговой анализ слова

Беседа, вопросы Ответы детей

Дети выполняют задание

Дети отвечают на вопросы полным ответом

II. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика

Игра «Один-много»- упражнять словоизменении существительных единственного, множественного числа и множественного числа в родительном падеже

Игра «Посчитаем рыб»

согласовывать существительные, числительными

Игра «Семейка слов» (с мячом). Образование слов родственников

Закончи предложение: изменение слов по падежам

Игра: «Рыбки разговаривают»

Карточки кинезиологические упражнения

1. Упражнение: «Окошко» Как-то раз Язычку стало очень интересно посмотреть, как живут рыбы в подводном мире. Он сел в подводную лодку с большим-пребольшим окном, чтобы было удобнее наблюдать, и отправился в морское путешествие.

Упражнение: «Улыбка» У самой поверхности моря Язычка поприветствовала акула, широко улыбнувшись и показав все свои зубы.

Упражнение: «Трубочка» Между водорослями плавали разноцветные рыбки, вытянув свои губы в трубочку.

«Лопатка» Подводная лодка погружалась на глубину. На плоском камне Язычок увидел развалившуюся и спящую морскую звезду.

«Иголочка» Осторожно огибая скалы, мимо подводной лодки проплыла рыба-игла с длинным носом.

«Часики» По песочному дну, изгибая свое тело влево и вправо, проползла морская змея.

«Качели» Вдруг из-за камня выскочил веселый морской конек и быстро-быстро поплыл, дергая своим хвостом вверх и вниз.

«Грибочек»

А на выступе скалы вверх ногами сидела рыба-прилипала и потихоньку наблюдала за всем происходящим вокруг.

«Моторчик» Язычку было очень интересно наблюдать за морскими жителями, но пришло время возвращаться домой. Заработал мотор, и подводная лодка поднялась на поверхность моря.

2. Одна щука – много… щук.

Один карась – много… карасей.

Один лещ – много… лещей.

Одна акула – много… акул.

Один ёрш – много… ершей.

Одна камбала – много… камбал.

Один сом – много… сомов.

Одна сельдь – много… сельдей.

Один морской конек – много… морских коньков.

Один окунь – много… окуней.

3. Одна щука, две щуки, пять щук.

Один сом, два сома, пять сомов.

Один окунь, два окуня, пять окуней.

Один ёрш, два ерша, пять ершей.

Одна акула, две акулы, пять акул.

Одна сельдь, две сельди, пять сельдей.

Одна камбала, две камбалы, пять камбал.

Один карась, два карася, пять карасей.

Один лещ, два леща, пять лещей.

Один морской конек, два морских конька, пять морских коньков.

4. Логопед. Как можно назвать маленькую рыбу? Рыбка. Рыбешка.

Логопед. Как можно назвать большую рыбу?

Рыбина. Рыбище.

Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?

Рыболов. Рыбак.

Логопед. Что делает рыбак?

Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

На рыбалку.

Логопед. Какой суп варят из рыбы?

Рыбный.

5. Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте: В море плавает много (рыб). В аквариуме живут разные (рыбки). Мама сварила уху из (рыбы). Рыболов поймал на крючок (рыбу). Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой). 6. дети встают полукругом «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт. Практическая часть

Игровой

Логопед показывает детям карточку с изображенными на них позами рук и дети выполняют действия Выполнение детьми артикуляционной гимнастики

Употребление существительных во множественном числе родительном падеже

Дети считают предметы правильно согласовывая слова

Дети называют родственные слова к слову рыба

Дети логически заканчивают предложение

«разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают, а пальцами показывают фигура по показу взрослого

Итог занятия : Сюрпризный момент Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.

Релаксация игрушка-рыбка антистресс

Публикации по теме:

Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе.Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект занятия по лексической теме «Деревья» для детей с ЗПРКонспект занятия по лексической теме «Деревья» для детей с ЗПР Конспект занятия по лексической теме "Деревья" для детей ЗПР Цель: обобщение знаний детей по лексической теме. Уточнение и закрепление.

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для детей с ЗПРКонспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для детей с ЗПР Конспект занятия по лексической теме "Перелётные птицы" для детей с ЗПР Цель: обобщение знаний детей по лексической теме. Уточнение и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по лексической теме «Рыбы — водные обитатели»
Опубликовано: 3 мая 2024 в 16:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия по лексической теме «Рыбы — водные обитатели»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ашканова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД