Лучший педагог года

Педагогический проект «Жемчужины родной речи»

Оксана Муль
Педагогический проект «Жемчужины родной речи»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад «Степашка»

Педагогический проект

«Жемчужины родной речи»

(Современные образовательные технологии в развитии речи дошкольников)

Составители: воспитатели старшей группы

Муль О. В. ,Дубинина Е. А.

Новороманово,2020

Аннотация

Публикация «Педагогический проект „Жемчужины родной речи“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей включает в себя:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря,

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента как средство общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

Таким образом, по сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения всех компонентов речи.

Воспитатель на современном этапе находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая работа по развитию речи дошкольников, профилактика и коррекция речевых нарушений у детей.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Согласно данным школ и детских садов, 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют нарушения в речевом развитии. Также надо отметить, что грамотная развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети (телевизионная реклама, современные мультфильмы, общение в социальных сетях и пр.). Ведущей тенденцией языкового развития современного общества является двуязычие и многоязычие (билингвизм и полилингвизм).

Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т. к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.

На современном этапе традиционные методы обучения являются недостаточно эффективными и не соответствуют современным требованиям государства и общества. В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед воспитателем возникает необходимость использования новых методов и технологий.

Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Мы применяем в своей работе образовательные технологии, которыми могут воспользоваться не только специалисты (учитель-логопед, дефектолог, но и воспитатели в группах общеразвивающей направленности:

1. Технологии развития артикуляционной моторики:

комплексы самомассажа «Веселые щечки»;

точечный массаж;

артикуляционная гимнастика с использованием «Артикуляционного куба».

2. Технологии развития мелкой моторики:

кинезиотерапия (игротренинг);

литотерапия (камешки «Марблс»,

«Су-Джок» терапия,

арт-терапия: пескотерапия, нетрадиционные формы изобразительной деятельности;

3. Технологии развития фонематического слуха.

музыкотерапия;

темпоритмический тренинг;

фонематическая гимнастика.

4. Технологии формирования речевого дыхания

элементы технологии биологической обратной связи (диафрагмально-релаксационный тип дыхания);

дыхательные тренажеры.

5. Технологии развития лексико-грамматических компонентов и связной речи :

синквейн-технология;

сказкотерапия;

кейс-технологии.

Во всех направлениях своей работы с детьми применяем информационно-коммуникационные технологии.

Как построить работу с детьми, чтобы научить их думать, анализировать, проявлять инициативу и самостоятельность, находить и обобщать информацию, делать выводы? В современных условиях важно использовать в работе с детьми методы, нацеленные на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, необходимые для успешного обучения в школе. Одним из наиболее актуальных и эффективных в наши дни стал метод проектов.

Разработали и реализовываем проект по развитию речи дошкольников «Жемчужины родной речи», в котором используем современные образовательные технологии.

Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

«Жемчужины родной речи» – это различные направления в работе по формированию у детей всех компонентов речи : артикуляционной моторики, правильного речевого дыхания, фонематических процессов, правильного звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Проект построен на принципах деятельностного подхода. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Успешно и результативно работая над проектом, осваивая новые виды деятельности, ребенок получает в награду «волшебные жемчужины». И каждую такую «жемчужинку знаний» ребенок должен найти осознанно, поняв и максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.

Участниками проекта «Жемчужины родной речи» являлись дети старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели и специалисты, родители.

Целью нашей работы в рамках проекта - обучение дошкольников с помощью современных технологий связной, грамматически правильной речи; приобщение детей к процессу активного познания, формирование устойчивой мотивации детей к речевой самореализации.

В процессе работы с детьми решаем следующие задачи:

-формировать речевую функцию детей с использованием современных образовательных технологий;

-развивать речевые и творческие способности детей, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

-воспитывать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе становления всех компонентов речи;

-объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по развитию речи детей, широко использовать родительский потенциал, стимулировать совместную продуктивную творческую деятельность детей и родителей.

Тема «Послушный ветерок»

Работа в рамках этой темы направлена на формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение детей навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания; формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи. Развитие речевого дыхания играет большую роль в формировании правильной речи. Занимательные дыхательные упражнения с использованием дыхательных тренажеров развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют правильную сильную воздушную струю, способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Для развития силы и целенаправленности воздушной струи у детей применяем элементы технологии БОС (биологической обратной связи). В данной технологии диагфрагмально-релаксационного типа дыхания используются дыхательные упражнения, в результате которых возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц. Дыхательные упражнения дети осваивали с помощью программного обеспечения инновационного комплекта «БОС – здоровье», которое включает в себя слайд-шоу с образовательным иллюстративным материалом (упражнения «Воздушные шары», «Парусник», «Пчелка», «Бабочки», «Облака»). Использование современных компьютерных мультимедийных технологий позволяет обеспечить высокий уровень интереса детей к правильному выполнению дыхательных упражнений.

Также использовала дыхательные тренажеры, изготовленные совместно детьми и родителями, причем выбор – какой тренажер изготовить, делал сам ребенок («Медвежья берлога», «Веселые горошинки», «Воздушное конфетти» и др.). Дыхательные тренажеры – полифункциональны, так как способствуют не только развитию речевого дыхания, но также активизации словаря ребенка, закреплению лексико-грамматических категорий, автоматизации поставленных звуков. Ведь детально разобравшись в предмете, детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. С родителями была проведена консультация о видах и назначении дыхательных тренажеров «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательные тренажеры в развитии речи». По итогам работы над темой провели с детьми и родителями выставку дыхательных тренажеров «Послушный ветерок». С воспитателями провела практикум «Игры и тренажеры для развития речевого дыхания», на котором изготовили буклеты «Будем правильно дышать».

Тема «Приключения веселого язычка»

Важную роль в формировании и произношении звуков играет четкая, тонкая, координированная работа артикуляционного аппарата, способность к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое. Поэтому первостепенное значение имеет устранение у ребенка нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков. Работая над данной темой, использовала следующие технологии: комплексы самомассажа «Веселые щечки», точечный массаж, артикуляционная гимнастика с использованием «Артикуляционного куба». Со строением органов речи дети знакомились посредством логопедических сказок, пособия «Артикуляционный куб». Комплексы артикуляционных упражнений разучивали с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом Язычке», логопедического куба. Коллективное придумывание «Сказки о веселом Язычке», и ее иллюстрирование способствовало развитию желания у детей правильно произносить звуки речи.

Практическим результатом стало создание детьми совместно с родителями книжек-самоделок «Сказки о веселом Язычке» и их представление на совместном развлечении.

Тема «Ловкие пальчики»

Речевая способность ребенка во многом зависит от движения рук. Еще Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ум ребенка расположен на кончиках его пальцев». Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него хорошая связная речь, память и внимание.

Тема «Ловкие пальчики» была направлена на:

развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

формирование позитивной коммуникации (стабилизация эмоционального состояния);

развитие активности, развитие креативного действия;

развитие зрительно-пространственной ориентировки;

развитие речевых возможностей: расширение словарного запаса; звуко- слогового анализа и синтез; развитие фонематического слуха, связной речи и лексико- грамматических представлений.

На данном этапе проекта использовала в работе с детьми следующие современные педагогические технологии :

кинезиотерапия (игротренинг);

литотерапия (камешки «Марблс»);

«Су-Джок» терапия,

арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности)

пескотерапия, сказкотерапия.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе развития речи детей. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, которые способствуют улучшению памяти и внимания, развитию моторики и соответственно речевой функции. Кинезиологические упражнения с детьми проводила в игровой форме – в виде игротренингов «Кулак – ребро – ладошка», «Фонарики», «Дом – ежик – замок», в которых движения рук сочетаются с речью. Игротренинг развивает мелкую моторику в сочетании с развитием фонематического слуха, связной речи и лексико-грамматических представлений.

Одна из популярных детских игр сегодня – это игра в цветные камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Новые технологии изготовления Марблс позволяют добиваться эффектных интересных расцветок. Такая эстетическая привлекательность Марблс вызывает интерес к этой игре у дошкольников, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Применение камешков «Марблс» – это один из эффективных приемов развития речи детей. Это полифункциональное пособие, которое я использую для:

развития связной речи, закреплении предложно-падежных конструкций;

обогащения словаря детей;

развития пространственной ориентировки;

автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Например, предлагаю детям выложить на песке или крупе сюжетную картинку и по ней сочинить свою историю. При помощи камешков можно сочинять цветные сказки, соотнося цвет с определенными предметами. Задания «Нарисуй свое настроение», «Найди предмет», «Ласковое слово», «Подбери словечко», «Угадай-ка», «Краски снеговика и солнца» способствуют не только развитию моторики, но развитию всех компонентов речи детей, созданию эмоционально-положительного настроя для включения ребенка в образовательную деятельность. Процесс работы с камешками «Марблс» погружает детей в мир фантазии и творчества, где каждый ребенок проявляет свою инициативу. Таким образом, создаются условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Нетрадиционные техники рисования также позволяют в комплексе решать задачи развития мелкой моторики и речи детей (пластилинография, рисование крупами и пр.). С детьми сочиняли и иллюстрировали сказки, составляли коллективные рассказы по рисункам.

Активными участниками работы над темой «Ловкие пальчики» были родители. Для них проведены консультации по темам: «Волшебный мир песка», «В «Марблс» играем – речь и моторику развиваем»; а также тренинг «Тренируем пальчики» (кинезиотерапевтическая гимнастика).

Практическим результатом совместной работы над темой «Ловкие пальчики» стала выставка детско-родительского творчества «Рисуем пластилином и крупами» (работы, выполненные в нетрадиционных техниках) и «Разноцветные фантазии» (творческие работы с использованием камешков «Марблс»).

Тема «Рифмушки»

Тема «Рифмушки» направлена на развитие у детей фонематического слуха и восприятия, интереса и внимания к звучащему слову. Эффективными на данном этапе проекта были следующие современные образовательные технологии:

музыкотерапия;

темпоритмический тренинг;

фонематическая гимнастика;

сказкотерапия.

Результатом совместной творческой работы детей, педагогов и родителей стало театрализованное представление «Репка на новый лад».

Тема «Все по порядку»

Работа с детьми по данной теме решала задачи развития связной речи детей, коммуникативных навыков, мышления; умения выстраивать речевое высказывание на основе графических схем.

Наиболее эффективными для решения данных задач считаем следующие технологии:

кейс-технология,

синквейн-технология.

Кейс-технология является одной из актуальных на сегодняшний день в дошкольном образовании. Сущностью кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн). Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Наиболее широко в работе с детьми применяла кейс-иллюстрации и кейс – фото. Кейс-иллюстрация, кейс-фото – это иллюстрация или фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации («Почему Саша опоздал в детский сад?», «Почему огорчилась мама?», «Почему друзья поссорились?», «Друзья переходят дорогу», «Мы играем во дворе» и пр.). Иллюстрация не предполагает однозначного решения и имеет несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Совместно разбирая ситуацию, дети обмениваются мыслями, задают вопросы друг другу, обсуждают предмет разговора, рассказывают о своем опыте, возникшем в памяти под влиянием воспринятого, пытаются самостоятельно найти верное решение проблемы. Я стараюсь занимать позицию равного партнера, совместно с детьми проживаю события, выстраиваю диалог, в котором ребенок является главным носителем слова.

Синквейн-технология (создание нерифмованного стихотворения) также эффективна в речевом развитии ребенка, особенно в становлении связного высказывания. Составление синквейнов облегчает процесс обобщение и классификации, учит точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Синквейн составляется следующим образом:

1) первая строка – одно слово, обычно существительное (предмет или явление);

2) вторая строка – два слова, (прилагательные, описывающие признаки предмета); 3) третья строка – три слова, (глаголы, описывающие действия предмета);

4) слова, связанные с предметом;

5) пятая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение ребенка к предмету или явлению.

Например: «Дождь. Грибной, летний. Льет, капает, стучит. Лужи, тучи, радуга! Я люблю гулять под дождем». Чтобы помочь ребенку в составлении синквейна, использовала графические схемы-модели (мнемодорожки). После составления синквейна играли с детьми в игру «Хорошо – плохо». Рассматривая предмет или явление, дети старались дать как можно больше ответов на вопрос, чем это явление хорошо и чем плохо. Например, идет дождь. Хорошо: растение будет лучше расти, по лужам можно пускать кораблики, всю пыль прибьет к земле, дома и улицы будут чистые. Плохо: нельзя гулять по улице, можно промокнуть и заболеть, вода в реке может выйти из берегов… В работе над синквейном важен общий позитивный настрой. У некоторых детей, конечно, затруднена актуализация слов, но большинство активно включаются в творческий процесс. Применение данной технологии дает прекрасные результаты в формировании устной речи, способствует быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. И, самое главное, является неиссякаемым источником творчества для детей и взрослых.

Для ознакомления родителей с новыми технологиями провела консультацию «Кейс- и синквейн- технологии в развитии речи детей». Дети совместно с родителями сочиняли свои синквейны, иллюстрировали их и представляли свои совместные творческие работы. С использованием кейс-технологий очень интересно и творчески насыщенно прошел совместный досуг с родителями «Клуб веселых и находчивых». Семейным командам для успешного решения проблемных ситуаций («Если мама заболела», «Мама приходит с работы…», «Как поздравить папу с днем рождения», необходимо было продемонстрировать умение договариваться, работать в группе, принимать все точки зрения и приходить к общему решению проблемы.

Завершало проект театрализованное представление «Путешествие в страну родной речи». Выполняя интересные задания, дети продемонстрировали свое умение владеть речью, творческий и интеллектуальный потенциал, коммуникативные навыки. Каждый ребенок-участник проекта собрал свое «ожерелье» из «жемчужин родной речи».

На заключительном этапе реализации проекта проведем диагностику с целью выявления эффективности применения современных образовательных технологий в процессе речевого развития детей. По результатам диагностики выявим, что благодаря их применению у детей сформируется устойчивая мотивация к речевой самореализации.

Можно сделать вывод, что применение данных технологий поспособствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшится фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи достигнет более высокого уровня). Дети научатся планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повысится потребность дошкольников в общении. У детей появится желание придумывать интересные истории, сказки, возрастет интерес к заучиванию стихов и чистоговорок. Дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией. Достижению высокой результативности способствует желание и интерес каждого ребенка «найти» свои «жемчужины речи», которые делают детей активными, творческими, инициативными участниками процесса познания и овладения родной речью.

В результате работы над проектом родители станут полноправными и активными участниками процесса развития речи детей, повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

Публикации по теме:

Проект «Детский сад — наш дом родной» для старшего дошкольного возрастаПроект «Детский сад — наш дом родной» для старшего дошкольного возраста Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность: сентябрь 2019 Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатель.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вот моя деревня, вот мой дом родной»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вот моя деревня, вот мой дом родной» Цель: расширение представлений детей об окружающем мире (знание своей деревни, улицы, дома, где живешь, своих соседей, друзей) Задачи:.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Мой детский сад — мой дом родной!» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема проекта: "Мой детский сад - мой дом родной!".

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Проект «Мой родной город» Тип проекта:среднесрочный Участники проекта: дети подготовительной группы,родители, воспитатели Срок реализации: 2 недели Цель проекта:Осуществить.

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Фотоочерк «Жемчужины Андамана»Фотоочерк «Жемчужины Андамана» Интригующее название, не правда ли? Постараюсь рассказать о своих впечатлениях после посещения островов провинции Краби (Таиланд). Таиланд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Жемчужины родной речи»
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 18:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Жемчужины родной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Муль в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД