МААМ-картинки

Педагогический опыт использования мнемотехники для развития связной речи детей старшей группы

Анастасия Белослудцева
Педагогический опыт использования мнемотехники для развития связной речи детей старшей группы

Опыт работы по теме : «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

I. Я бы хотела начать со слов российского педагога, писателя, основоположника научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Публикация «Педагогический опыт использования мнемотехники для развития связной речи детей старшей группы» размещена в разделах

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: она односложная, состоящая лишь из простых предложений; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный словарный запас; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. И я решила поискать какие виды деятельности можно использовать, а так же, чтобы эта деятельность была интересна детям. Познакомилась с замечательной и оригинальной системой обучения детей мнемотехнике.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации.

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т. д.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе : формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.); активизации и обогащения словарного запаса, в т. ч, при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; формирования грамматически правильной речи; обучения детей грамоте.

Структура мнемотехники, мнемотехника бывает в виде : мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.

II. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

У каждого ребенка на дверке шкафчика, в туалетной комнате на вешалке есть картинка, и чтобы ребенок мог запомнить шкаф, место куда вешать полотенце мы клеим на дверцу картинку, но, по сути, наклеенная картинка это просто картинка, даже если ребенок просто называет картинку (солнце, ягода, елка, это просто картинка и ребенок обозначает что на ней нарисовано. Но когда ребенок, ответив на вопрос может сказать что (это красная ягода, а еще на ней есть черные семечки, это яркое солнце, это зеленая ель, а еще у нее есть иголки, то есть когда ребенок описывает этот предмет, тогда эту картинку можно назвать мнемоквадратом.

Мнемоквадрат мы можем использовать для развития фантазии, соединять картинки в сюжет. (Мы закрепляем определенные знания о предмете или теме).

Также мнемоквадрат мы можем использовать для продолжения рассказа. (Воспитатель зачитывает текст, а ребенок, глядя на картинку должен закончить предлоджение). Постепенно мы картинку убираем, и ребенок должен сам подобрать слова не опираясь на наглядность.

Например, Наступила (замечательная, счастливая весна). Выглянуло (яркое солнце). По нему плывут (легкие, пушистые облака). Быстро тает (грязный, чистый снег). Бегут (лесные, весенние ручьи). На деревьях надулись (липкие, вербные почки). Скоро появятся (красивые зеленые листочки). На пригорках зацветают (первые цветы). Это (желтые одуванчики). Растет (первая весенняя трава). Прилетают (красивые черные грачи). Они поправляют свои (сплетенные из веток гнезда) и выводят птенцов.

III. Затем воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трех - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. Как использовать мнемодорожку? Смотря на картинки, ребенок воспроизводит зашифрованную в них информацию, рассказывает истории, стихотворения, скороговорки.

Как по ней работать?

- рассмотреть все квадратики;

- Выразительно прочитать текст;

- Повторить прочтение текста, при этом указывайте на картинку в мнемодорожке, соединить все изображение в единое целое.

- Попросить ребенка повторить текст, глядя на картинку.

Постепенно мнемодорожка усложняется и предложения становятся более сложными и полными прилагательными.

Когда ребенку легко дается мнемодорожка, можно переходить к мнемотаблицам.

IV. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатель, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, и родителя таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом.

Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми

Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Дальше можно пробовать составлять небольшие рассказы, опираясь на мнемотаблицу. Сначала используем самые простейшие таблицы – алгоритмы. Например, такие как «Расскажи об игрушке», «Расскажи о домашнем животном», «Расскажи об овоще или фрукте».

После того как мы уже поработали с мнемоквадратом, с мнемодорожкой, мнемотаблицей готовыми, мы начали создавать мнемотаблицы по стихотворениям и заучивать их вместе с детьми. Сначала мы прочитывали стихотворение выразительно, затем вместе со мной проговаривали каждое предложение, и дети сами предлагали, что можно на эти слова нарисовать. Сами зарисовывали. Я заметила, что когда некоторые дети после самостоятельного зарисовывания мнемотаблицы, запоминают гораздо быстрее и уже после первого прочтения и зарисовывания могут воспроизвести стихотворение.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, рисунков, определить объект или явление.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

2. быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

соответствовать уровню развития детей.

Анализируя полученные данные диагностики связной речи на начало года и март 2023 года можно сделать следующие выводы: речь детей улучшилась. Но говорить о хорошо развернутых фразах понятных всем окружающим, об умении высказать свою мысль еще рано и данную работу необходимо продолжать для достижения наилучших результатов.

ВЫВОД:

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет,

выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, учатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повышается познавательная активность детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт использования мнемотехники для развития связной речи детей старшей группы
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 12:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт использования мнемотехники для развития связной речи детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Белослудцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД