Получи документы

Педагогические технологии социализации дошкольников «Рефлексивный круг» и «Проблемная педагогическая ситуация»

Ирина Ивановна Бучнева
Педагогические технологии социализации дошкольников «Рефлексивный круг» и «Проблемная педагогическая ситуация»

В настоящее время вопрос развития личности дошкольника является особенно актуальным, так как современные дети живут и развиваются в совершенно других социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Публикация «Педагогические технологии социализации дошкольников „Рефлексивный круг“ и „Проблемная педагогическая ситуация“» размещена в разделах

Следовательно, перед дошкольной образовательной организацией возникает необходимость в создании условий для социального развития ребёнка.

В учебно-методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», автором которого является Наталья Петровна Гришаева. Она разработала новые технологии социализации ребенка-дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом». Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

Основная цель технологий – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.

Проблемная педагогическая ситуация.

Является наиболее важной в структуре «Ситуации месяца».У обычного ребенка нет даже навыка разбираться в простейшей нравственной коллизии.

«Простейшая педагогическая ситуация» проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три – четыре месяца и даже через год после проведения первой, то можно представить, сколько пищи для размышлений она дала педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям. Время проведения – 20 – 30 мин., в младших группах – 15 мин.

Разработка и проведение ППС включает на 3 части:

- воспитатели планируют, какую ситуацию возьмут и какие цели реализуют.

- разработка сценария.

- создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

Ситуация проводится без присутствия взрослого. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательно видеозапись.

Можно предложить, например, такую задачу: в группу входит старушка с палочкой и большой сумкой в руках. Спрашивает: «Ребята, не в вашей ли группе мой внук - Вася Иванов?». Продолжает старушка: «Ох, как же я устала, у меня болят ноги, я хочу пить». Старушка уходит. Входит воспитатель, рассаживает в круг. Затем следует три вопроса: Что сейчас произошло? Что ты делал, что чувствовал? Что ты будешь делать в следующий раз, если придет бабуля?

Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т. д. Выслушивая правдивые или не очень ответы, воспитатель не даёт никаких оценок. Можно лишь слегка, вопросом выделить понравившуюся реакцию: «Оля, тебе действительно было жалко бабушку?».

Никакой, даже самый известный тест не даст столько пищи для размышления, как это простейшая ситуация.

Ежедневный рефлексивный круг.

«Ежедневный рефлексивный круг» желательно проводить каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимает от 5 до 10 мин в младших группах, и 10-20 мин в подготовительных к школе группах.

«Ежедневный рефлексивный круг» так же может проводиться сразу после какого-либо происшествия. Чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени, поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос.

Вопросы задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы будем сегодня заниматься?», «А что интересного у нас произошло вчера?», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Правила поведения в группе» и т. п.

Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте. Так как дети через два- три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и без присутствия воспитателя пользуются данной технологией для обсуждения своих проблем.

C помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т. д.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Рефлексивный круг по ПДДРефлексивный круг по ПДД «Рефлексивный круг по ПДД» 1. Образовательные. • В занимательной форме обобщить имеющиеся знания, используя дополнительные электронные.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Проблемная ситуация в образовательной деятельности» Цель: создать условия для повышения уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно.

Проблемная ситуация «Пожар в доме»Проблемная ситуация «Пожар в доме» Цель: • Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности..

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические технологии социализации дошкольников «Рефлексивный круг» и «Проблемная педагогическая ситуация»
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 20:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические технологии социализации дошкольников «Рефлексивный круг» и «Проблемная педагогическая ситуация»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ивановна Бучнева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД