Лучший педагог года

Игры и упражнения для развития памяти, логики, внимания и мышления детей дошкольного возраста

Дамокова Жанета
Игры и упражнения для развития памяти, логики, внимания и мышления детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти, логики, внимания и мышления детей дошкольного возраста

Здравствуйте, дорогие слушатели и участники сегодняшнего мероприятия. Я, Дамокова Жанета Азаметовна, учитель-логопед МБДОУ №12 «Джэнэт» аула Ходзь.

Тема моего сегодняшнего выступления : «Игры и упражнения на развития памяти, логики, внимания и мышления детей дошкольного возраста»

Публикация «Игры и упражнения для развития памяти, логики, внимания и мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

За свой небольшой опыт работы с детьми,я успела заметить, что многие родители по разным причинам кто-то не успевает, кто- то не может, кто-то не знает, как и чем правильно занять своего ребенка. Но отправляя ребенка в школу, родители стремятся научить чадо счету и письму. Однако педагоги начальных классов отмечают, что каждый второй ребенок ни способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки делать предположения это все из -за того что, развитию логического мышления детей в дошкольном возрасте родители не уделяют должного внимания и в связи с этим я хочу сегодня поделиться с вами очень простыми играми и упражнениями на развития логики, которые я часто использую и советую родителям играть со своими детьми.

Игры и упражнения на развитие памяти.

Как развить память у ребенка Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра с парами слов. Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, например, стул, стол, кошка, собака, вилка, тарелка. Теперь следует прочитать эти слова малышу 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. Таким образом, тренируется кратковременная память, а для развития долговременной памяти - выполните то же упражнение спустя пол часа. Игры и задания.

1. Слушаем и рисуем.

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать: раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка: зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая, в жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй: сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий, яркий и красивый.

Пятая матрешка – в красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся, за рисунок принимайся!

(По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз. ***)

2. Задание: прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание. Цель: развить слуховую память и внимание.

РАССКАЗ: В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

3. Разрезанные картинки.

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2-3 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

5. Какой игрушки не хватает?

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры : поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?" Игру можно усложнить: - увеличив количество игрушек; - ничего не убирая, только менять игрушки местами. Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

6. «Опиши игрушку!" (для детей 5-7 лет)

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры : предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Развиваем слуховую память

Это задание рассчитано на работу с партнером. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача - запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов.

• СЫН

ОБЛАКО

КОШКА - получается закодированное слово СОК.

МАМА

ИСКРА

• РОДИНА- получается закодированное слово МИР

ИГРА "Я - фотоаппарат"

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развить у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.

Игра на развитие памяти :

Я положил в мешок. В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок. Взрослый начинает игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти

"Каскад слов" Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т. д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

1. Огонь

2. Дом, молоко

3. Конь, гриб, игла

4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. Крыша, пень, вода, свеча, школа

6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребенок 5-6 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую - либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Дополнительные игры :

Игра «Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка, поищи, с нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

Игра «Кто больше запомнит?» Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»(называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

Игра "Кто знает больше" Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Двигательную память развивает игра «Делай, как я».

-На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.

- На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса. Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их ребенок приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Игра в слова

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори!

ЗАДАНИЕ 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели.)

ЗАДАНИЕ 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Примечание. Проанализируем игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6—7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка. В тех случаях, если ребенок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребенка памяти опосредованной (культурной).

Упражнения для развития памяти.

Гуляем по зоопарку.

Попросите ребёнка закрыть глаза и представить, что вы находитесь в зоопарке. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». Итак, лось, баран, тигр, крокодил… Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает. Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам. В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.

«Найди предмет» В эту игру особенно хорошо играть на прогулке, но можно, таким образом, и скрасить время вынужденного ожидания: например, в очереди к врачу. Задача – найти вокруг и назвать предметы какого-нибудь определенного цвета или формы. Например, круглые: колеса у машин, глаза у кошки, камешки на дороге… Можно внести элемент соревновательности – договориться назвать определенное число таких предметов. Или произносить их по очереди. Выигрывает тот, кто назовет свой предмет последним.

«Забывчивый художник» Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа или дом без окон или собака без хвоста. Остается только просить помощи у ребенка, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует то, чего не хватает. Со временем забывчивость у художника будет «прогрессировать» и он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить. Дети могут выступать в этой игре в качестве художника, и уже задачей взрослого будет угадать: «А чего же не хватает?».

«Снежный ком»

-Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. – Я налью воду и положу мясо. – Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я в чемодан положу халат и тапочки. – Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина.

И в заключении хочу отметить, что развитие логического мышления начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни человека. Задача родителей – проявить поддержку и направить его увлечения и способности в нужном направлении. Дети в дошкольном возрасте никогда не откажутся от любых увлекательных игр. Для дошкольника игровые упражнения – это лучший способ познания мира и окружающей реальности. Игровые занятия способствуют выработке у ребенка не только определенных логических взаимосвязей, но и развитию межличностных отношений в процессе игры. Ребенок учится не только соблюдать правила игры и побеждать, но и проигрывать, что способствует закалке характера.

Спасибо за внимание, у кого есть вопросы пишите в личку.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости «Волшебные карандаши»Дидактическая игра для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости «Волшебные карандаши» Уважаемые гости моей странички, предлагаю Вам еще один способ для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости - дидактическую.

«Быстрый мяч». Игра для развития внимания и ловкости у детей дошкольного возраста«Быстрый мяч». Игра для развития внимания и ловкости у детей дошкольного возраста Вашему вниманию предлагаю веселую групповую игру с мячами на развитие у детей дошкольного возраста внимания и ловкости. *Инвентарь - мячи.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Картотека игр для развития внимания и памятиКартотека игр для развития внимания и памяти Картотека игр на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления»Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления» Давно известно,что чем лучше ребенок управляет своими пальчиками,тем быстрее он начинает говорить. Здесь нет особого секрета,ведь нервные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития памяти, логики, внимания и мышления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 13:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития памяти, логики, внимания и мышления детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дамокова Жанета в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД