МААМ-картинки

Отчет по самообразованию «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Ольга Дитянцева
Отчет по самообразованию «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 13»

Отчет по самообразованию воспитателя

Дитянцевой Ольги Викторовны

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

г. о. Саранск.

Публикация «Отчет по самообразованию „Экономическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Целью моей работы по самообразованию было : развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата) .

2. Знакомить детей с профессиями связанными с экономикой.

3. Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

4. Формировать экономическое мышление.

5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства.

6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.

7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Актуальность этой темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. «Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания»

2. Аношина Л. М. «Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями»

3. Алиева Т. «Экономика : жизнь и игра»

4. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров»

5. Белокашина С. В. «Экономика и дети. Пословицы и поговорки»

6. Белокашина С. В. «Экономика для дошкольников»

7. Власова И. В. «Готовим ребенка к жизни!

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

Для реализации экономического воспитания опиралась на программу «Детство» и программу А. А. Смоленцевой.

Познакомившись с программой Смоленцевой А. А., стала внедрять ее в практику работы детского сада для детей старшей и подготовительной групп.

Начала с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения. В качестве основных пособий для реализации экономического воспитания стали методические издания Киреевой Л. Г., Смоленцевой А. А., Кнышовой Л. В., Курака Е. А.

Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

В группе создан уголок «Азбука экономики», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины. Развивающую среду пополнила следующими настольно-печатными играми по экономике «Найди евро», «Монте Карло», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет». К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. Оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала.

В работе я опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.

Большое внимание уделяла таким темам как «Труд – продукт - стоимость» и «Деньги», задававшись целью дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представление о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений. Дошкольники знакомились с профессиям – традиционными (игры «Знаю все профессии», значимостью различных видов труда для человека. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.

Проводя занятие «Заводы нашего города» учила детей ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города: местонахождении, выпускаемой продукции, товарных знаках.

Результат труда людей оплачивается деньгами. Необходимо было объяснить это детям, уточнить их знания их области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Занятия проводились в форме бесед: исторические – происхождение денег в обществе людей, теоретические куда можно потратить деньги, практические – откуда появляются деньги и как их тратят в семье.

Играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать : «У меня была одна денежка, а теперь несколько» поэтому были занятия посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России. На занятия дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой.

Для ознакомления дошкольников с валютой была создана папка «Деньги разных стран мира.

Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться ими. С этой целью знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснили, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей. Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег.

Кроме того, учила детей беречь ресурсы страны: воду и электричество. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет.

Также для реализации данного опыта играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты «Экономика и дошкольник», «В гостях у гнома Эконома»

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

В конце года мной была проведена диагностика по экономическим понятиям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний.

Также я проводила работу с родителями. Они активно принимали участие в таких праздниках как: «Осенняя ярмарка», конкурсах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания.

Кроме того, использовали следующие формы и методы работы с семьей:

беседы на тему: «Наше домашнее хозяйство», «Полезные привычки», «Бюджет нашей семьи», «Безотходная технология», «Как приходят вещи в дом?»;

• изучение пословиц, поговорок;

• изготовление рекламы «Мамины пироги», «Бабушкины носки» и др. ;

изготовление газеты: «Мамин помощник», «Что я экономлю, берегу дома».

• рисунки о распределении обязанностей детей в семье;

• приучать в семье экономить свет, воду; чинить старые вещи; контролировать время;

• привлекать детей к покупкам продуктов питания;

Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что экономическое развитие детей вышло на более высокий уровень.

Публикации по теме:

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 мая 2024 в 22:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дитянцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД