Получи документы

Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией

Дарья Кубанцева
Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией

Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией

Кубанцева Д. А.

Аннотация: существует большое количество исследований, посвященных речевым нарушениям у детей. Однако многие из таких нарушений встречаются и у лиц взрослых, получивших специальность, работающих. Одной из распространенных речевых патологий у взрослых является подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия. Процесс реабилитации лиц с данным нарушением имеет свои особенности.

Публикация «Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией» размещена в разделах

Современное общество продолжает развиваться, совершаются открытия во многих областях научной сферы. Однако количество разного рода патологий, к сожалению, не уменьшается, а только растет. Причем патологии, в частности речевые, проявляются не только в детском возрасте. У взрослых так же наблюдаются нарушения речи, которые характеризуются разной этиологией, патогенезом и симптоматикой. Одним из таких нарушений является подкорковая дизартрия.

Во взрослом возрасте дизартрия чаще всего возникает внезапно, из-за длительного пребывания в бессознательном состоянии (коматозное состояние после черепно-мозговой травмы или обширного инсульта). Кроме того, дизартрия может появляться вследствие интоксикации алкоголем, а также неправильного приёма некоторых групп медикаментов.

Архипова Е. Ф. дает следующее определение дизартрии : «дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата». Елена Филипповна отмечает, что дизартрия относится к числу сложных нарушений, так как ее ведущей характеристикой можно выделить неплавную, неясную речь. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В энциклопедическом словаре под редакцией Г. А. Волковой дизартрия рассматривается как нарушение членораздельной речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущий дефект при данной патологии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, которые связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Подкорковая дизартрия возникает в результате поражения экстрапирамидной системы. Вследствие этого поражения наблюдаются расстройства локомоции, мышечного тонуса и тонической активности, врожденных автоматизмов, в том числе различных мышечных синергий, появляются гипер- и гипокинезы. Особенностью данной формы дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, кроме того, большую сложность представляет автоматизация звуков.

В книге Беляковой Л. И. и Волосковой Н. Н. «Логопедия. Дизартрия» отмечено, что тонические спазмы мышц или же резкое снижение их тонуса могут полностью исключать вибрацию голосовых складок, следовательно, в эти моменты звонкие согласные заменяются глухими, не требующими участия голоса.

Основной характеристикой речевого потока является прерывистость. У лиц с экстрапирамидной дизартрией наблюдаются расстройства темпа речи, проявляющиеся то в ее ускорении, то в замедлении. Характерны трудности включения в акт речи, внезапные остановки речевого воспроизведения, разнообразные стереотипии и персеверации отдельных звуков, слогов, слов, артикуляция звуков у больных невнятная, смазанная. Нарушены модуляции голоса, выразительность речи, изменен голос. Указанные нарушения делают акцент на диспросодических расстройствах в картине экстрапирамидной дизартрии.

Голос больного характеризуется слабостью, глухостью, неопределенным тембром, колеблющейся звонкостью, монотонность экспрессивной речи является следствием суженного звуковысотного диапазона, кроме того, отмечается нечеткость паузации и акцентной структуры фраз.

A.M. Пулатов и Е. Н. Винарская рекомендуют для взрослых больных с дизартрией провести нейрофонетический анализ симптомов дизартрии, который обычно проводится врачом. Это позволяет качественно продиагностировать речевое нарушение, верно выделив форму дизартрии.

Реабилитация взрослых с подкорковой дизартрией представляет собой комплекс специализированных мероприятий, который включает диагностику, выявление, лечение посредством медикаментов и физиотерапии, что проводится медицинскими работниками, а также специальную педагогическую работу по коррекции звукопроизношения и специальную психологическую помощь.

В коррекционной работе при подкорковой дизартрии могут быть использованы не только логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, но и выработка различных речедвигательных координаций, которая и является ведущим направлением работы в процессе преодоления речевого нарушения. При разных формах подкорковой дизартрии дискоординации носят различный характер, поэтому необходимо применение коррекционных методов, специфичных для каждой из них.

Нельзя не отметить важность взаимодействия врача, логопеда и психолога на протяжении всей работы с взрослым, страдающим дизартрией, проведение совместных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Необходимо принимать к сведению тот факт, что психоорганический тип изменения психических процессов характеризуется недостаточностью психических функций различной степени, что связано с нарушением памяти, внимания, мышления, эмоционального состояния.

При взаимодействии с больным с дизартрией психолог и логопед должны способствовать адекватной оценке им окружающей действительности, собственной работоспособности, сохранности профессиональных навыков, возможности вербального общения. Постепенно, по мере восстановления речи, психолог и логопед направляют работу на уменьшение психологической зависимости больного от специалистов, обеспечивающих процесс реабилитации. Это необходимо, чтобы подготовить его к самостоятельному функционированию в обществе. К концу восстановительного периода, когда создается точное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентировать его на новые виды деятельности. Основные усилия психолога и логопеда должны быть направлены на сохранность личности, мотивов активной социальной реабилитации.

Нередко взрослые с дизартрией нуждаются в эмоциональной разгрузке. Существуют разработанные методы арттерапии, с помощью которых пациента стимулируют к созданию художественных произведений для активного творческого выражения личностной динамики и решения проблем. В современных тренингах с использованием биологической обратной связи (БОС) применяются внешние зрительные или слуховые сигналы, которые информируют больного о появлении специфических изменений функций организма. А. А. Сметанкин и Н. М. Яковлев посредством исследований определили, что в этих методиках пациенты обучаются устранению паттернов поведения, утяжеляющих их состояние, часто путем преднамеренного вхождения в определенные состояния мозга.

Таким образом, процесс реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией имеет свои особенности, которые сводятся к комплексному воздействию на больного медицинского, педагогического и психологического характера. Важным в ходе восстановления больного является слаженная работа врача, логопеда и психолога. Именно это позволяет преодолеть барьер между человеком, страдающим дизартрией, и окружающими, помогает ему отыскать наиболее безболезненный путь возвращения к общественной жизни.

Публикации по теме:

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Чудеса для взрослых или Феи МAAMЧудеса для взрослых или Феи МAAM Приветствую тепло всех, кто заглянул ко мне сегодня! Многие коллеги пошли в отпуск. Некоторые уже делятся впечатлениями об отдыхе. Не за.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Мандалотерапия для детей и взрослыхМандалотерапия для детей и взрослых Мандалатерапия в работе с дошкольниками Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А. Изобразительная.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Радостные дни. Проза для взрослыхРадостные дни. Проза для взрослых Приблизительно год назад, дорогие друзья, я писала о том, что в наших силах разукрасить нашу жизнь всеми цветами радуги, помните об удивительных.

Стихотворение для взрослых «Зима» И пускай зима в этом году будет снежной. Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, мое признание в любви этому замечательному времени.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 19:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Кубанцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД