Папки-передвижки

Особенности развития познавательных процессов у дошкольников с синдромом двигательной гиперактивности

Галина Смотрова
Особенности развития познавательных процессов у дошкольников с синдромом двигательной гиперактивности

Проблеме гиперактивности у детей специалисты уделяют серьезное внимание. Связано это, во-первых, с частотой гиперактивности у современных детей. Во-вторых, проявления гиперактивности часто сочетаются с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами ребенка, что может повлиять на взаимоотношения с окружающими людьми.

Публикация «Особенности развития познавательных процессов у дошкольников с синдромом двигательной гиперактивности» размещена в разделах

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (сокр. СДВГ, представляет собой неврологическое заболевание, которое в первую очередь характеризуется поведенческими нарушениями. Оно является одним из наиболее часто встречающихся психических заболеваний у детей. Им страдают от 4 – 18 % детей в России

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью поведения, не поддающееся управлению.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении.

Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

• Ребёнок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по группе и т. п.

Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.

• Ребёнок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым.

• Ребёнок всегда нацелен на движение.

• Часто бывает болтливым.

Дефицит активного внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Понятие «невнимательность» складывается из следующих признаков:

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

• Не слушает, когда к нему обращаются.

• С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

• Испытывает трудности в организации.

• Часто теряет вещи.

• Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

• Часто бывает забывчив.

Импульсивность - неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

• Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

• Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

• Плохо сосредоточивает внимание.

• Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

• Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

• При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних он успешен, на других — нет).

Каковы дефицитарные функции гиперактивных детей? Это низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

Родителям и педагогам следует знать и помнить о том, что характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5–15 минут, по истечению которых он теряет контроль над умственной деятельностью, затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5–15 минут. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова взрослых не реагирует. Достоверно, что эти трудности в обучении связаны не с дефектом интеллекта, а с нарушениями восприятия (особенно при чтении, письме, счете). В этот момент рекомендуется не настаивать на продолжении интеллектуальной деятельности, вызвавшей подобную психологическую реакцию. Следует найти альтернативное занятие, вызывающее интерес у ребенка, который для него является основным мотивом выполнения той или иной задачи. Например, переключить его внимание с беседы на лепку, с рисования на двигательную игру или с решения математической задачи на конструктор и т. д. Хотелось бы отметить, что наказания действуют на такого ребенка слабо, тогда как весомая и значимая похвала могут позитивно изменить его поведение.

Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры. Подвижные игры по правилам не только развивают определенные качества, они также приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению своей деятельности определенной цели. Игры с очень четкими правилами способствуют развитию внимания.

В играх также развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Ребенок учится также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть.

Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о том, что гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

На первом этапе каждая игра должна быть нацелена на развитие какого-то одного качества. Удерживая несколько условий в голове, ребенок может ни одного из них не выполнить, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу.

Монина Г. Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом выделяет следующие направления в работе педагога с гиперактивными детьми.

1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбрать задание, повышение самооценки ребенка.

2. Организация образовательной деятельности с учетом психофизиологических особенностей детей :

– смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;

– реализация двигательной потребности ребенка;

– понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

– выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковые игры и другие);

– инструкции педагога должны быть четкими и немногословными;

– применение мультисенсорных техник обучения;

– избегание категорических запретов.

3. Развитие дефицитарных функций в процессе выполнения игр и упражнений. В процессе игры развиваются и другие функции.

4. Обучение учащихся конструктивным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками :

– отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;

– обучение конструктивным способам разрешения конфликтов;

– отработка навыков самоконтроля;

– обучение техникам самоуправления.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми

Во-первых, следует учитывать психологические особенности детей с СДВГ :

• строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

• используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей;

• изменить режим занятий с включением физкультминуток;

• использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)

• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т. д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания:

• чаще хвалить, не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит, Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение;

• ввести постоянный режим дня;

• избегать завышенных или заниженных требований;

• использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

• давать задания в соответствии с возможностями ребенка;

• большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;

• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

• игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

• строить процесс воспитания на положительных эмоциях;

• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии:

• терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

• профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

2 часть. Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка.

Дефицитарные качества (самоконтроль, внимание и координация движений) ребенка с СДВГ развиваются с помощью игр

Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей : дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. В таблице, подобраны некоторые игры на тренировку одной слабой функции, которые можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Игры на тренировку одной функции

Функция, на тренировку которой направлены игры Индивидуальные Групповые

Внимание “Найди отличие” “Запрещенное движение”

“Запрещенное движение” “Передай мяч” “Броуновское движение”

Контроль двигательной “Разговор с руками” “Море волнуется”

Контроль импульсивности “Говори!” “Съедобное-несъедобное”

“Съедобное-несъедобное” “Говори!” “Сиамские близнецы” “Слепой и поводырь”

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др., можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

В таблице приведены названия некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций.

Игры на тренировку двух и трех функций

Тренируемые функции Игры

Внимание и контроль импульсивности “Кричалки — шепталки— молчалки” “Гвалт”

Внимание и контроль двигательной активности “Колпак мой треугольный” “Расставь посты” “Замри”

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности “Час тишины и час “можно””

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности “Слушай команду” “Слушай хлопки” “Морские волны”

“Найди отличие” (Лютова Е. К., Монино Г. Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

“Ласковые лапки” (Шевцова И. В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6— 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

“Колпак мой треугольный” (Старинная игра) Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (напри мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И. В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

“Гвалт” (Коротаева Е. В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Расставь посты” (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Список использованной литературы

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб. : Издательство «Речь». — 2011. — 192 с

2. Монина Г. Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. М. :1987. - 98 с.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Снежные постройки для развития двигательной активности дошкольниковСнежные постройки для развития двигательной активности дошкольников Чтобы зимние прогулки были в радость, каждый год на участке детского сада мы строим снежные постройки. Продумываем, для чего каждая скульптура.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития познавательных процессов у дошкольников с синдромом двигательной гиперактивности
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 05:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития познавательных процессов у дошкольников с синдромом двигательной гиперактивности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Смотрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД