Лучший педагог года

Особенности поведения дошкольников с нарушениями речи

Ануфриенко Анна
Особенности поведения дошкольников с нарушениями речи

За последние годы рост числа детей с нарушениями речи неумолимо уве-личивается. По мнению Маргариты Русецкой, в России в первый класс посту-пали 20-25% детей имеющих нарушения устной речи, а следствие, и проблемы письма, чтения. Из-за социальных, генетических, экологических, физиологиче-ских, психологических и других факторов воздействующих на нормальное раз-витие детей в пренатальный, натальный и постнатальный период, в настоящее время, эти показатели достигают 60% [7].

Публикация «Особенности поведения дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Различные нарушения речи могут выступать только как самостоятельный первичный дефект, но бывают случаи сложной патологии развития. Психоло-гические исследования Волковой Г. А., Калягина В. А., Овчинниковой Т. С., Зай-цевой Л. А., Трошина О. В., Жулиной Е. В. и других авторов, указывают на то, что патология речи зачастую оставляет свой негативный след и на развитии па-мяти, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, межличностных взаимоотношений, а также на поведение детей. Актуальность проблемы заключается в том, что значительный пласт детей дошкольного возраста имеют про-блемы в поведенческой сфере личности. По мнению авторов, отклонения в нормальном поведении детей и несвоевременная коррекция нарушений могут прейти в подростковый юношеский возраст, что может являться благоприятной средой для возникновения ряда психический и психосоматических заболеваний, социальной и школьной дезадаптации, а также различного рода антисоциальных поступков [1].

По мнению Селивёрстова В. И., поведение – это совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой [6]. Он также выделил три степени фиксированности детей на своём дефекте, которые на-прямую влияют на поведение ребёнка в обществе [1] :

1. Нулевая степень характеризуется тем, что дети не испытывают фруст-рации по отношении к своему дефекту или вовсе не замечают его. Они активно вступают в контакт с окружающими людьми или даже малознакомыми людьми.

2. Умеренная степень характеризуется тем, что дети с речевыми наруше-ниями испытывают неприятные переживания, пытаются скрыть дефект или его компенсировать. Несмотря на то, что они вполне осознают свои недостатки ре-чи, это не перерастает в тягостные чувства своей неполноценности, соответст-венно не оценивают каждый свой шаг через призму своего дефекта.

3. Выраженная степень характеризуется тем, что внимание детей всегда приковано к своему дефекту, глубоко переживают его, всю свою деятельность формируют в зависимости от своих речевых неудач. Зачастую такие дети мало-общительны, скованы, зажаты, неохотно идут на контакт, вследствие своего нарушения. Таким детям присуще «уходить» в свою болезнь, самоуничтожение, мнительность, огромный страх перед использованием речи, особенно на публике.

Наблюдения за детьми с системными нарушениями речи позволило сде-лать вывод, что у них встречаются серьезные трудности в организации собст-венного речевого поведения, это напрямую сказывается на их общении с окру-жающими людьми. Взаимовлияние речевых нарушений и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие признаки речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, недо-развитие и своеобразие связного высказывания, препятствуют полноценному общению. И этого следует отсутствие монологической и диалогической речи. К особенностям поведения можно отнести незаинтересованность в контакте, не-умение ориентироваться в ситуации общения, присутствует негативизм [2].

В большинстве случаев нарушения поведения детей выражаются в гипе-рактивности, импульсивности, неуравновешенности, агрессии, застенчивости, реже в тревожности и замкнутости в силу проявления степени речевого дефекта. Кроме негативного поведения наблюдается низкая работоспособность и не-достаточная коммуникабельность, проявляющаяся в конфликтах со сверстни-ками и взрослыми [3].

При работе с гиперактивным ребенком необходимо включить в коррек-ционную работу упражнения для повышения уровня моторной уравновешенно-сти, сдержанности, дисциплинированности, а в течение занятия благоприятным образом сказываются на поведении ребёнка релаксационные упражнения, кото-рые способствуют снятию стресса [4].

Агрессия в поведении ребёнка с расстройствами речи создаёт большие трудности в общении и на коррекционных занятиях. С ним очень сложно вы-строить положительный контакт, что негативным образом сказывается на ре-зультатах логопедической работы. Его поведение зачастую демонстрирует вра-ждебность ко всему вокруг. Акты агрессии могут включать в себя деструктивное и разрушительное поведение. Причиной такого рода реакций могут быть такие чувства как отверженность, незащищённость, различного рода обиды, а также непринятие своего нарушения. У детей с данным нарушением ограничен запас реакций на все возможные ситуации, маленький набор эмоций и чувств. Педагог должен помочь такому ребёнку выработать необходимый набор эмоций, также положительное влияние несё т использование психогимнастики на занятиях: сказкотерапия, куклотерапия, имоаготерапия, песочная терапия, этюды на выражение основных эмоций и другие [4].

Для застенчивых и замкнутых детей характерны также проблемы в обще-нии со сверстниками и взрослыми, как и для других категорий детей с речевыми нарушениями. У таких детей большая тяга к общению, но из-за не умения устанавливать контакт, они даже не пытаются попробовать, что свидетельствует онизкой самооценки. Такие дети чувствительны, ранимы и легко впадают в отчаяние или уныние. Перечисленные варианты поведения детей в сумме с ре-чевым нарушением, могут только усилить их замкнутость [4].

Детям с речевой патологией иногда сложно даётся перестройка стереотипа поведения, поэтому в играх они не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. На первых этапах игровые действия сопровождаются очень ограниченным речевым общением, вследствие чего сокращается объем игр и ограничивается их сюжет. Основные свои знания и впечатления дети по-лучают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. Такие дети в межличностных отношениях чаще меняют партнеров, чем здоровые.

Анализируя теоретическую базу, можно выделить несколько основных трудностей в поведении и общении между детьми: ребёнок с расстройством ре-чи стремится к сверстникам, но его не принимают в игру; они играют с ним, но их общение носит формальный характер; ребёнок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно; ребёнок уходит от сверстников и они избегают его [5].

Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие рас-стройств речевой сферы отмечается ряд особенностей – агрессивность, кон-фликтность, вспыльчивость, замкнутость и застенчивость. Поэтому целью обу-чения и воспитания детей данной категории детей является социальная адапта-ция.

Список литературы

1. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005 - 256 с.

2. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучаю-щихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» /[Денисова О. А. и др. ] : под редакцией В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 175с.

3. [Электронный ресурс] https://doshkolnik.ru/logopedia/457-nekotorye-aspekty-korrekcii-narusheniiy-povedeniya-v-processe-logopedicheskoiy-raboty-s-detmi.html

4. Рыжова Н. В. Логопсихология [Текст] : учебно-методическое пособие /Н. В. Рыжова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 139с.

5. [Электронный ресурс] https://psyjournals.ru/education21/issue/54874_full.shtml

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В. И. Сели-верстова - М. : Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

7. [Электронный ресурс] https://vogazeta.ru/articles/2021/10/5/shkolniki/18192-okolo_60_rossiyskih_detey_prihodyat_v_pervyy_klass_s_narusheniyami_ustnoy_rechi

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи Кто как говорит? Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц:.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для родителей «Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ» Современный мир невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники, однако специалисты отмечают, что с.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности поведения дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 27 июня 2023 в 20:37
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности поведения дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Ануфриенко Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД