МААМ-картинки

Организация взаимодействия ДОУ и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики

Анастасия Петрова
Организация взаимодействия ДОУ и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики

А. А. Труфанова

А. А Петрова

Аннотация: в статье доказана актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду, представлены традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Публикация «Организация взаимодействия ДОУ и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики» размещена в разделах

Ключевые слова: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, формы и средства взаимодействия педагога с родителями дошкольников.

Одной из базовых ценностей, зафиксированных Федеральным государственным стандартом, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребёнка : физического, нервно-психического и социально-психологического. Задача адаптации ребенка в условиях дошкольной организации является приоритетной. Положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подтверждают эту мысль и делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий [8].

Изменение общественного уклада, образа и темпа жизни современной семьи привело к возникновению проблем во взаимодействии детского сада и семьи. Новое поколение родителей склонно перекладывать ответственность за воспитание своих детей целиком на дошкольное учреждение: «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - можно услышать сегодня. Кроме того, подорвано доверие к воспитателю, родители смутно представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду, поэтому часто глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

Между тем, вопросы изучения взаимодействия семьи и детского сада широко обсуждались в научных исследованиях. О. И. Давыдова выявила актуальные проблемы взаимодействия детского сада с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве [3]. С. В. Глебовой, Т. Н. Дороновой и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [2; 4]. В своих работах учёные рассматривают различные формы, методы, средства взаимодействия дошкольного учреждения и семьи; обосновывают необходимость саморазвития педагогов и родителей.

В современной литературе выделяются традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями детей. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по актуальному вопросу; ее особенность заключается в участии, как педагога, так и семьи ребенка.

С целью удовлетворения запроса семьи, на интересующие их вопросы, организуются консультации на определенную тему. На консультации отводится время на обсуждение проблемы воспитания дошкольников.

Наглядно-информационные методы, с целью ознакомления семьи ребенка с содержанием воспитательного процесса детей, способствуют преодолению ошибочного суждения о роли дошкольной организации. К данным методам можно видеофрагменты организации свободной детской деятельности, режимных моментов; фотовыставки, стенды, выставки детских поделок и рисунков.

Сегодня во взаимодействии семьи и детского сада очень популярны нетрадиционные формы общения с родителями

В дошкольной педагогике накоплено значительное количество нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Т. В. Кротова представила авторскую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия : информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные [7].

Информационно-аналитические формы взаимодействия с семьей ребенка предназначены для сбора, обработки и применения данных о каждой семье, об уровне культуры родителей, наличии у них знаний в области педагогики, отношении в семье к детям, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Досуговые формы организации взаимодействия позволяют установить дружеские отношения между педагогами и семьей ребенка, а также сплотить детей с родителями. Сюда целесообразно отнести проведение праздников в дошкольной группе «Самая спортивная семья, «Встречай, Масленицу!» и др. Применение данных форм взаимодействия приводят к установлению дружелюбной атмосферы; семья ребенка становится более отзывчивой и готовой к позитивному контакту с педагогом.

Для представления родителям информации, касающиеся возрастных и психологических особенностей развития дошкольников, а также целесообразного применения различных методов и приемов воспитания детей организуются познавательные формы взаимодействия.

Для ознакомления семьи ребенка с особенностями воспитания детей в условиях детского сада используют наглядно-информационные формы, которые способствуют правильной оценке педагогической деятельности, изменить точку зрения на методы и приемы воспитания детей дома.

В современной литературе, в частности, в исследованиях Е. П. Арнаутовой и др. представлены традиционные средства взаимодействия ДОО и семьи [1].

Наиболее широко в литературе представлены наглядные средства организации взаимодействия ДОУ и семьи – журналы, газеты, буклеты, листовки, информативные стенды, памятки. Цель использования данных средств организации взаимодействия родителей и ДОУ – повышение педагогической грамотности родителей.

Другая группа средств организации взаимодействия ДОУ и семьи – использование практической работы в организованном взаимодействии с семьёй. К данным средствам относятся – проведение практических семинаров, игр и т. д. Целью данных средств также является повышение педагогической грамотности родителей, а также повышение активности при использовании традиционных форм организации взаимодействия с родителями.

Данные средства достаточно полно представлены в психолого-педагогической литературе, есть методические указания по применению их в работе воспитателя. Отрицательным моментов использования данных средств организации взаимодействия ДОУ и семьи является малый интерес родителей и отсутствие времени для посещения ДОУ, когда используются практические средства организации взаимодействия ДОУ и семьи, а также для просмотра и чтения наглядных средств.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в период адаптации ребёнка к детскому саду позволил нам выявить инновационные средства – использование компьютерных технологий и ИКТ в работе с родителями. Подробнее рассмотрим данные средства обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Достоинством ИКТ во взаимодействии с семьей ребенка является то, что для общения возможно использовать электронную почту в удобное для родителей время.

Официальный сайт дошкольной организации позволяет родителям получить информацию о воспитательных и спортивных мероприятиях, об актуальных новостях из жизни группы. На сайте полезно разместить наиболее интересные разделы, что позволит привлечь внимание семьи воспитанников к вопросам воспитания детей. Важно разместить на сайте контакты для обмена мнениями, отзывов и различного рода комментариев. Это может быть представлено в виде опроса, гостевой книги и др.

В работе с родителями можно использовать мультимедиа при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и родителям к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема.

Возможно использование скайп-консультаций или других аналогичных программ и возможностей социальных сетей для организации консультирования родителей по вопросам адаптации детей к ДОУ.

Итак, нами изучена организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду. Анализ литературы позволил выявить традиционные и нетрадиционные формы, методы и средства организации взаимодействия ДОУ и семьи в адаптационный период. Традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи являются родительские собрания, консультации, нетрадиционные – проведение дней открытых дверей, устные журналы и т. д.

Среди методов организации взаимодействия с родителями дошкольников выделяются беседы, рассказы, практические методы. В ходе изучения данного вопроса, нами были рассмотрены традиционные средства организации взаимодействия ДОУ и семьи в адаптационный период (наглядные и практические, а также средства компьютерных технологий и ИКТ, которые можно использовать вместе с традиционными при организации взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста в период адаптации.

Литература

1. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П. Арнаутова. 9 –е изд. – Москва : Дошкольное воспитание. – 2004. – С. 52 – 58.

2. Глебова, С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова. – Воронеж : 2007. – 109 с.

3. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова. – Москва : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

4. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : Методическое руководство / Т. Н. Доронова. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 25 – 26 с.

5. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Минск : Лексис, 2007. – 68 с.

6. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в семье [Текст] / О. Г. Заводчикова. – Москва : Просвещение, 2007. – 79 с.

7. Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 106 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Режим доступа : https://минобрнауки. рф/документы?keywords=124

Публикации по теме:

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Фотоотчёт об адаптации детей к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей к детскому саду Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками,.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия ДОУ и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики
Опубликовано: 24 июня 2021 в 14:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация взаимодействия ДОУ и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД