МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Ольга Шишкова
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Малышка» р. п. Турки Саратовской области»

Опыт работы

по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Шишкова Ольга Алексеевна

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский

Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу с первой младшей группы, продолжаю работу до поступления детей в школу.

Выявив проблемы и затруднения у детей определила цель своей работы : подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста. Исходя, из цели работы, были поставлены следующие задачи:

• Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

• Содействовать развитию графических навыков и подготовке руки ребенка к овладению письмом.

• Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.

• Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Использую принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников :

1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.

3. Принцип интегрированности. Взаимосвязь с разными видами деятельности.

4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

5. Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.

Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

2. Работа с детьми

3. Сотрудничество с родителями

4. Взаимосвязь со специалистами детского сада

5. Работа с педагогами

Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук :

Игровая деятельность

• пальчиковые игры и упражнения;

• массаж кистей рук и пальцев;

• игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;

• игры с верёвочкой, шнуровкой.

Продуктивная деятельность

• лепка, аппликация, рисование;

• раскрашивание;

• вырезание ножницами.

Познавательно-исследовательская

• конструирование из лего-конструктора;

• конструирование из бумаги;

• конструирование из природного и бросового материала;

• графические упражнения, штриховки;

• собирание конструкторов и мозаик.

Театральная деятельность

• показ разных видов театра.

Создание предметно – развивающей среды :

В группе создан уголок куда вошли различные картотеки, пособия, игры. Например вкладыши различного типа, массажные мячики, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы, картотеки с различными видами штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, лабиринтов. Для изготовления пособий использован природный и бросовый материал: ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др. Преимущества которых состоят в следующем:

- многофункциональность;

- экономическая выгода;

- общедоступность.

Работа с детьми :

Для работы с детьми по данному направлению я собрала картотеку по развитию мелкой моторики.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приё мы : пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, ракушки, желуди и т. д.) , конструирование: счетные палочки, различные виды аппликаций, рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты, дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (пуговицы, камешки, крупы и т. д., пазлы, мозаика, так и нетрадиционные, такие как упражнения с круглой щеткой для волос, нетрадиционные приемы рисования, игры с различной крупой, костяшками от деревянных счет, прищепками. По сравнению, с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры:

• Пальчиковые игры.

Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти.

• Аквагимнастика. Специальные пальчиковые упражнения в воде.

• Различные виды массажа.

• Пальчиковый театр. Помогает развить речь; Способствует овладению мелкой моторики; Развивает внимание, память, мышление, воображение. Повышает работоспособность головного мозга.

• Игры с мячами.

Прокатить мяч по дорожке: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать мяч большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать мяч одним согнутым пальцем.

• Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват.

Прикрепление прищепок по длине, краю предмета, «Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ежику» и т. д.

• Игры-мозаики, пазлы, игры – шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.

• Игры с конструктором

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Дальнейшую работу я буду проводить и в старшей подготовительной группе, больше внимания буду уделять графическим упражнениям, которые способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей, гелиевых ручек. Работа в тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.

Рисование по клеточкам – еще одно увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагается образец графического рисунка и он повторяет точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый дает словесную инструкцию последовательности действий. Графические диктанты способствуют правильному развитию умения действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями. Важны для выработки красивого и четкого почерка.

Работа с родителями :

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.

Организованы консультации: ««Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», Развиваем руки, чтобы учиться писать», мною проводилось родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», изготовлена и выставлена книжка-раскладушка с содержанием материала по развитию мелкой моторики детей.

В родительском уголке и в группе нашей группе ВАЦАП помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».

Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.

Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

Работа с педагогами.

Для педагогов я подготовила и провела консультации на педагогическом совете:

• «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста».

«Уголок развития мелкой моторики в детском саду».

• Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики.

Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации, консультаций, открытые НОД).

Проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, совершенствованию активной речи, словарного запаса.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Результативность

Используя данную систему методических приемов развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, удалось добиться определенных результатов. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. У большинства детей повысился уровень освоения навыков самообслуживания.

Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Результаты, полученные в ходе работы, помогли решить и ряд других задач:

Улучшились межличностные отношения детей в группе.

Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

Разучены с детьми пальчиковые игры

Занятия способствовали развитию познавательных способностей и психических процессов таких как мышление, память, внимание.

Вывод:

Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Заключение:

В результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников при тесном взаимодействии с их родителями положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дальнейшем мы будем продолжать искать новые, вызывающие интерес у детей, методические приемы, способствующие развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 апреля 2023 в 12:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шишкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД