МААМ-картинки

Опыт работы по использованию цифрового образовательного пространства в приобщении дошкольников к народной культуре

Марина Удодова
Опыт работы по использованию цифрового образовательного пространства в приобщении дошкольников к народной культуре

Описание опыта работы по «Использование цифрового образовательного пространства в приобщении дошкольников к народной культуре посредством QR-технологии».

Одной из основополагающих функций дошкольного уровня образования в соответствии с Федеральной образовательной программой является ориентир на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Публикация «Опыт работы по использованию цифрового образовательного пространства в приобщении дошкольников к народной культуре» размещена в разделах

По словам нашего президента Владимира Владимировича Путина, нужно переходить к принципиально новым технологиям обучения. С ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, навыкам жизни в цифровую эпоху, что важно в современном мире. Сегодня уже не возникает сомнений в том, что у современного дошкольника формируется новый тип восприятия окружающей действительности. Поэтому, использование цифровых образовательных ресурсов является целесообразным и продиктованным велением времени.

Новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску инновационных методов, позволяющих приобщить детей к народной культуре посредством цифровой образовательной среды. Интеграция материала о народной культуре и информационно-коммуникационных технологий позволяет выстроить новый вариант модели развития дошкольника, наделенного отдельными компетенциями, необходимыми в современной жизни.

Создание цифровой образовательной среды в ДОУ требует создания электронных материалов посредством QR-технологии по всем пяти образовательным областям, методических материалов, информационных образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Таким образом, возникают противоречия:

между стремительно развивающимися технологиями и необходимостью модернизации методов и средств обучения и воспитания.

между возрастающими требованиями, предъявляемыми к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ и недостаточностью педагогических условий в сфере цифровых образовательных ресурсов.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в систематизации материала, направленного на организацию в ДОУ цифрового образовательного пространства посредством QR-технологии, для активизации, расширения и обогащения представлений детей о русской народной культуре.

QR-код прочно вошел в нашу жизнь. В переводе с англ. языка он означает «быстрый отклик». Это изобретенный в Японии штрих-код, позволяющий хранение большого объема данных при небольшой площади их размещения.

Инновационность использования QR-кода в образовательном процессе ДОУ заключается в следующих характеристиках:

• доступность - для внедрения не требуется дополнительного длительного повышения квалификации педагогов, достаточно проведения одного мастер-класса;

• универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);

• экономичность - использование QR-кода не требует больших финансовых затрат на приобретение дорогостоящего оборудования;

• компактность - необходимая информация не занимает много места, а содержится в цифровом квадрате;

• тиражируемость - данная технология может использоваться педагогами детских садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий;

• результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении, повышается интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.

Длительность работы над опытом : с апреля 2021 г и по настоящее время.

В опыте представлены :

система взаимодействия взрослого и детей, включающая организованную образовательную деятельность, совместную деятельность педагога с детьми с использованием QR-технологии

диссеминация опыта педагога;

взаимодействие педагога с семьями воспитанников;

авторский полифункциональный персонаж Домовенок Кюарик.

картотеки конспектов образовательной деятельности, видеоматериалов.

Новизна опыта заключается в использовании цифрового образовательного пространства, создании системы работы с использованием QR-технологии, направленной на развитие дошкольников, предоставляя большой простор для саморазвития и творчества в процессе разнообразных видов деятельности.

Данный опыт может быть реализован в различных дошкольных образовательных учреждениях, использован в игровой и познавательной деятельности дома с родителями.

Целью опыта инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов путем создания цифрового образовательного пространства посредством использования QR-технологии.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Систематизация цифрового материала с целью формирования ключевых компетентностей дошкольников.

2. Получение более качественных результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, парциальной программы «Добрая старина» путем создания цифрового образовательного пространства посредством использования ИКТ, QR-технологии.

3. Формирование устойчивого интереса педагогов ДОУ к целенаправленному и системному использованию цифрового образовательного пространства в организации образовательного процесса с дошкольниками.

За время работы над опытом мною были созданы авторские инновационные продукты.

Я дополнила конспекты образовательной деятельности по музыке и парциальной программе «Добрая старина» QR-кодами. Также с использованием QR-технологии систематизировала видеоматериал и виртуальные экскурсии к образовательной деятельности. Для удобства картотеки представлены в виде журналов с QR-кодами и размещены в виртуальном хранилище на Яндекс Диске.

Педагоги нашего детского сада существенно экономят время при подготовке к занятиям по парциальной программе «Добрая старина. Один из примеров: в Комнате русского быта наклеены QR-коды на все экспонаты и любой педагог в процессе образовательной деятельности в один клик может детям показать историю предмета старины на импровизированном телевизоре «Назад в прошлое». Все это позволяет существенно разнообразить занятия.

В реализации моей педагогической находки помогает говорящий полифункциональный персонаж - Домовенок Кюарик, который поселился в комнате Русского быта нашего ДОУ. Он является помощником при организации образовательной деятельности, связанной с народной культурой.

Сказочный персонаж оставляет подсказки для ребят в виде QR-кодов, которые можно разнообразно использовать в образовательном процессе по всем 5 образовательным областям, в режимных моментах и в совместной деятельности.

Во время реализации опыта организована работа с родителями.

Были проведены тематические мастер – классы, во время которых родители посетили комнату Русского быта и могли узнать историю любого понравившегося экспоната с помощью QR-кодов.

Особое внимание в работе с родителями мы в нашем детском саду семейным ценностям уделяется особое внимание.

Нами был реализован проект с использованием цифровой образовательной среды «Приобщение семей к истокам русской народной культуры». Семьям было предложено окунуться в старинный быт русской семьи. А чтобы еще полнее почувствовать колорит того времени родители с помощью QR-кодов, могли посмотреть видео, послушать музыкальные композиции или аудиосказки.

Продуктом проекта стала музыкальная гостиная, где каждая семья представила свои творческие номера: ансамбль ложкарей, трио частушечников, игру на балалайке, баяне, песенные дуэты.

Ежегодно в саду празднуется День бабушек и дедушек, репертуар мепоприятий всегда представлен в народном стиле, а также проводится ярмарка.

Диссеминация опыта моей работы представлена :

- мастер-класс для педагогов «Создание видеоролика в программе Windows Movie Maker» в рамках практико-ориентированного семинара «Создание условий для игровой деятельности. Организация РППС в группах и помещениях детского сада» (2022 г.).

- мастер-класс «Создание интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Power Point».

- открытая образовательная деятельность по познавательному развитию «Безопасный интернет» в старшей группе в рамках районного научно-практического семинара «Новые технологии для нового поколения. Цифровая образовательная среда дошкольной организации» (2022 г.)

Реализуя системно – деятельностный подход, QR-технологии систематически включаю в совместную образовательную деятельность, которая содержит: проблемную ситуацию, мотивацию, сюрпризный момент, выбор вида деятельности, индивидуальную работу, работу в парах и подгруппах, ситуацию успеха.

За два года работы наблюдается положительная динамика освоения образовательной программы «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» и парциальной программы «Добрая старина» по результатам проведенных мониторингов.

Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса становления и развития у дошкольников художественно-эстетической и социально-коммуникативных сфер.

Дети научились проявлять устойчивый интерес к культурным ценностям русского народа, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, способность к оценке содержательной стороны фольклорного произведения, активно участвуют в народных обрядах и праздниках, проявляют эстетическое чувство в процессе исполнения музыкального произведения, драматизации малых форм фольклора; способны использовать полученные навыки и умения в области музыкального фольклора, народной поэтики в самостоятельной продуктивной и игровой деятельностях.

Эти результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности цифровой образовательной среды положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возрастаОпыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возраста В рамках инновационной работы нашего детского сада организуем сотрудничество с родителями в технологии психолого-педагогической поддержки.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по использованию цифрового образовательного пространства в приобщении дошкольников к народной культуре
Опубликовано: 2 мая 2024 в 22:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по использованию цифрового образовательного пространства в приобщении дошкольников к народной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Марина Удодова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД