МААМ-картинки

Описательные рассказы с помощью мнемотехники

Наталья Артемьева
Описательные рассказы с помощью мнемотехники

«Описательные рассказы по русским народным игрушкам

с помощью мнемотехники с детьми с ЗПРР»

У детей с ЗПРР: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Состояние связной речи у детей характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Дети испытывают большие трудности, а некоторые не умеют распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Публикация «Описательные рассказы с помощью мнемотехники» размещена в разделах

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель коррекционно-образовательной работы: использовать приёмы мнемотехники в коррекционно-образовательном процессе при знакомстве детей 6-го года жизни с ЗПРР с русскими народными игрушками и русским фольклором.

Задачи:

1. с помощью мнемотехнических квадратов, дорожек, схем-алгоритмов формировать зрительное и слуховое восприятие, речемыслительные операции, наглядно-образное мышление у детей с ЗПРР.

2. воспитывать умение различать народные игрушки, народную роспись и манипулировать ими в игровой деятельности.

Предполагаемый результат:

При систематическом использовании приемов мнемотехники в коррекционно-речевой работе с детьми с ЗПРР, на примере русских народных игрушек и русского фольклора, расширяются представления ребенка об окружающем мире, формируется связная речь.

Актуальность данной технологии:

• чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

• приемы запоминания при работе с детьми с ЗПРР индивидуализированы.

Дидактическое обеспечение:

1. образцы мнемотаблиц по описанию народных игрушек;

2. карточки - мнемодорожки по составлению предложений по русским народным игрушкам (раздаточный дидактический материал);

3. схема для заучивания стихов и потешек;

4. дидактические игры типа «разрезные картинки», «лабиринты», «что сначала, что потом», «найти отличия», «чего не хватает».

5. наглядно дидактический материал по грамматическим категориям языка с русской народной игрушкой;

6. образцы для работы с обводкой, раскраской русских народных игрушек.

Данная технология имеет:

1. Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания и открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа, что особенно важно, для детей с ЗПР.

2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Подходы в работе с технологией мнемотехника :

Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Мнемотехника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трё х этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Но, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, наиболее эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей в частности:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Мнемотехника многофункциональна, на её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;

2. раскрывать существенное в объекте;

3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки и рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность.

Используемая литература

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2005. - 159 с.

2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. - 217 с.

3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М. : Гном и Д., 2001. - 83 с.

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2008. - 97с.

Публикации по теме:

«Сны деревьев». Рассказы детей старшего дошкольного возраста«Сны деревьев». Рассказы детей старшего дошкольного возраста После прошедшей тематической недели,которая прошла под названием "Лес. Деревья. Кустарники Бузулукского бора" возникла идея создания групповой.

Дидактическая игра по развитию речи «Рассказы с картинками»Дидактическая игра по развитию речи «Рассказы с картинками» Использование рассказов с картинками способствует развитию высших психических функций (воображение, память, внимание, речь, облегчает.

Сценарий мероприятия «Я читаю рассказы Н. Носова» Носов - детских книг творец Ну, какой он молодец. Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту и смех, и юмор, Показать.

Конспект игрового занятия по заучиванию стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит?» с помощью мнемотехникиКонспект игрового занятия по заучиванию стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит?» с помощью мнемотехники Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад «Лесная сказка» Конспект игрового занятия по заучиванию стихотворения.

Конспект открытого занятия по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с помощью мнемотехники (старшая группа)Конспект открытого занятия по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с помощью мнемотехники (старшая группа) Конспект открытого занятия по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с помощью мнемотехники. Тема: Заучивание стихотворения С.

Маленькие рассказы для детей. Часть 1. «Философ и Психолог» "Философ" Жил на свете Философ. Он собирал Мысли, - свои и чужие. Он находил их в толстых умных книгах, в беседах с талантливыми людьми,.

Мастер-класс для родителей «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице» Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста. Целевые ориентиры: -это система методов.

Конспект занятия по развитию речи «Рассказы с подражанием для малышей» Дети 1 младшей группы с удовольствием слушают и принимают участие при знакомстве с рассказами с подражанием. Такой вид детской литературы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описательные рассказы с помощью мнемотехники
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 11:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описательные рассказы с помощью мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Артемьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД