Лучший педагог года

Обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра декоративному рисованию

Наталия Колодина
Обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра декоративному рисованию

Введение

За последние несколько лет в системе образования РФ произошли существенные изменения, связанные с принятием государственной думой 21 декабря 2012 года федерального закона «Об образовании в РФ», а также введением федеральных государственных образовательных стандартов. Так, например, дошкольное образование вошло в систему общего образования, узаконено и закреплено инклюзивное образование, впервые выделены позиции медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи и т. д.

Публикация «Обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра декоративному рисованию» размещена в разделах

Кроме того, отдельная статья закона посвящена образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой содержание и условия специального образования определяются адаптированной образовательной программой. Стоит также отметить, что имеющиеся на сегодняшний день методические рекомендации носят универсальный характер, что ограничивает возможность их использования при проектировании адаптированной программы для конкретной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Особую категорию детей в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с расстройствами аутистического спектра, что в свою очередь обусловлено спецификой нарушения.

Выступающие на первый план нарушения в социальной сфере и нарушения коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра позволяют сделать вывод о том, что проектирование коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, будет иметь ряд особенностей.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра

Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был введен известным швейцарским психиатром Е. Блейлером (E.Bleuler) в начале XX века. Изначально под аутизмом понималось отгороженность от мира, уход в себя

Позднее, в 1943 г. американским клиницистом Л. Каннером (L.Kanner) был выделен «синдром раннего детского аутизма» как особый клинический синдром с типичным нарушением психического развития. Наиболее характерными чертами данного синдрома являются: аутизм как таковой, стереотипность в поведении, особая характерная задержка и нарушение развития речи, раннее проявление указанных расстройств. Выделенные Л. Каннером критерии долгое время являлись основой для понимания аутизма и его диагностики.

В настоящий момент, аутизм, как отмечается в трудах большинства ученых, относится к группе первазивных нарушений развития. Для аутизма характерно нарушения в сферах социального взаимодействия и коммуникации, а также своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения. Несмотря на возросший интерес к проблеме детского аутизма, до сих пор единого мнения о причинах его возникновения нет.

Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра.

I группа - полная отрешенность от внешней среды. Для этих детей характерно полевое поведение, они мутичны, не испытывают потребности в контактах.

II группа – активное отвержение внешней среды. Дети этой группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы.

III группа – замещение окружающей среды. Для таких детей характерно наличие патологических влечений, более высокий уровень развития речи.

IV группа - повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. Дети данной группы робки, пугливы, особенно при контактах, для них характерна развернутая, менее штампованная речь. Такие дети владеют навыками самообслуживания.

Особенности воображения.

У аутичных детей отсутствует осмысление какого - либо поступка, которое предполагает понимание слов и их сложных ассоциаций, например, социальный разговор, художественная литература, тонкий юмор (при том что дети могут понимать простые шутки). Таким образом, они не мотивированы принимать участие в подобном общении, хотя они могут обладать необходимыми для этого навыками.

Дети с аутизмом склонны выбирать мелкие или несущественные детали предметов в окружающей обстановке, привлекшие внимание, вместо целостного понимания происходящего.

Также такие дети часто неспособны использовать воображение в игре с предметами или игрушками, или с другими детьми и взрослыми.

Особенности развития речи.

Дети с расстройствами аутистического спектра начинают использовать вокализации с целью общения задолго до того, как они становятся способны произносить слова.

Речевые расстройства наиболее явно видны после 3 лет. Некоторые люди с расстройствами аутистического спектра остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается своеобразной. В отличие от здоровых детей наблюдается склонность к повторению одних и тех же фраз, а не конструировать собственные высказывания. Для детей с расстройствами аутистического спектра типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются детьми так же, как слышатся, долгое время не появляются в речи такие ответы, как «да» или «нет». В речи таких детей не редки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.

Возможности понимания обращенной речи значительно ограничены у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

В то же время у некоторых детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается раннее и бурное речевое развитие. Они с удовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные отрывки текста практически дословно, речь производит впечатление недетской из - за использования большого количества выражений, свойственных речи взрослых. Но, возможности вести диалог остаются ограниченными. Понимание речи затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такие особенности речевого развития в большей степени характерны для детей с синдромом Аспергера.

Особенности интонационной стороны речи так же достаточно своеобразны. Часто дети затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи.

Таким образом, независимо от уровня речевого развития, при расстройствах аутистического спектра в первую очередь страдает возможность использования речи с целью общения.

Особенности зрительного восприятия.

Характерен взгляд «сквозь» объект. Дети с расстройствами аутистического спектра не следят взглядом за объектом. Взгляд сосредоточен на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием.

Характерно раннее различение цветов, рисование стереотипных орнаментов, в то же время, наблюдается зрительная гиперсинзитивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор, стремление к темноте.

Особенности слухового восприятия.

У детей с расстройств аутистического спектра отсутствует реакция на звук, характерны страхи отдельных звуков, отсутствие привыкания к пугающим звукам. Либо такие дети стремятся к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери, предпочтение тихих звуков, ранняя любовь и заинтересованность музыкой или отрицательная реакция на музыку. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения.

Особенности вкусовой чувствительности.

У детей наблюдаются стойкие пищевые предпочтения, непереносимость многих блюд, стремление есть несъедобное, сосать несъедобные предметы, ткани, обследовать окружающий мир с помощью облизывания.

Особенности обонятельной чувствительности.

Для таких детей характерна сверхчувствительность к запахам. Некоторые аутичные дети стремятся к обследованию окружающего с помощью обнюхивания.

Особенности проприоцептивной чувствительности.

Характерны: аутостимуляция напряжением тела, конечностей, удары себя по ушам, зажимание их при зевании, удары головой о бортик коляски, спинку кровати, влечение к игре с взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания, неадекватные гримасы.

Особенности когнитивного развития.

Для детей с расстройствами аутистического спектра характерны следующие особенности когнитивного развития:

плохое сосредоточение внимания, его быстрая истощаемость;

«Полевое» поведение с хаотической миграцией;

неспособность сосредоточения;

отсутствием отклика на обращение;

сверхизбирательность внимания;

сверхсосредоточенность на определенном объекте;

беспомощность в элементарном быту;

задержка формирования навыков самообслуживания;

трудности обучения навыкам;

отсутствие склонности к имитации чужих действий;

отсутствие интереса к функциональному значению предмета;

большой для возраста запас знаний в отдельных областях;

любовь к слушанию чтения, влечение к стиху;

преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом;

интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям;

условные обозначения в игре;

преобладание интереса к изображенному предмету над реальным;

склонность фабулы фантазий, игр, сверценностные интересы (к отдельным областям знаний, природе и т. д.);

необычная слуховая память (запоминание стихов, других текстов);

необычная зрительная память (запоминание маршрутов, расположения знаков на листе, грампластинке, ранняя ориентация в географических картах)

Особенности игровой деятельности.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном детстве и существенно определяет психическое развитие ребенка на всем протяжении его детства, особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает сюжетно – ролевая игра. Дети с расстройствами аутистического спектра ни на одном возрастном этапе не играют со

сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др.

Игры у детей с аутизмом представляют собой стереотипные манипуляции с разнообразным неигровым материалом, это могут быть веревки, гайки, ключи, бутылки и пр. Иногда используются игрушки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Дети с расстройствами аутистического спектра могут часами однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую.

Методика обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра декоративному рисованию

Изобразительная деятельность - многогранный вид творчества, это воодушевляющий, мотивирующий, наполненный смыслом вид деятельности. В современной педагогике и психологии этому виду деятельности, как эффективному коррекционному средству в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями умственного развития, детей с расстройствами аутистического спектра, отводится большая роль.

Развитие творческих способностей — важный элемент всестороннего развития личности человека. Занимаясь творчеством, «особенный» ребенок формирует простейшие эстетические ориентиры (красиво — не красиво, осваивает доступные средства изобразительной деятельности, накапливает опыт самовыражения в процессе этой деятельности, развивает способности к совместному и самостоятельному творчеству.

Нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи создают трудности в восприятии объектов, запоминания наглядного и словесного материалов, овладения операциями мышления. Все эти особенности необходимо учитывать на уроках изобразительной деятельности. Одним из самых важных условий для педагога, работающего с такими детьми, является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими; просто они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в создании условий для реализации своих потенциальных возможностей и развития.

Ребёнок учится выполнять действия совместно с взрослым. В своей работе мы часто используем прием «рука в руке». Этот приём может выполнять функцию как физической, так и психологической поддержки и носит временный характер. В условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра, постепенно овладевают изобразительной деятельностью.

Правильная организация занятий способствует развитию интеллекта, эмоциональной и двигательной сферы ребенка, положительно воздействует на формирование личности. На уроках изобразительной деятельности совершенствуются представления о явлениях и предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, воображение, художественный вкус (Приложение 1, 2).

Посредством творчества ребенок знакомится с многообразием средств реализации своих задумок. Свои мысли, настроение выражает в рисунке, поделке, аппликации. Желание выполнить как можно лучше свою работу формирует усидчивость и целеустремленность. Выражая свою фантазию в творчестве, обучающиеся используют различные материалы и инструменты, овладевая техническими навыками при их использовании. Рисуя, дети приобретают навыки правильного пользования карандашами, фломастерами, кисточками, формируя осознанные изобразительные движения, необходимые для качественного выполнения линии, мазка, формы.

В процессе изобразительной деятельности ребенок развивает речевые функции, удерживая творческий замысел, планируя работу, фиксируя готовый результат. В течение всего урока дети имеют возможность свободно высказываться по теме урока, в процессе изучения образца или предмета, во время оценивания созданной творческой работы, что является важным условием их психического развития.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра, необходимо учитывать доминирование в их деятельности игровых интересов, а так же стремительную утомляемость. Поэтому, с целью повышения эффективности обучения, на разных этапах изобразительной деятельности используются разные игровые технологии - предъявление учебной информации в игровой форме.

При выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности. Так же, важно учитывать, что все игровые упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. Необходимо подбирать такие задания, которые будут понятны ребёнку.

Важно, чтобы задания постепенно менялись и усложнялись]. Для формирования эстетического восприятия прекрасного на занятиях изобразительной деятельности, рекомендуется использовать различные виды искусства: тематическое музыкальное сопровождение, поэзию. Для развития моторики в ходе каждого урока предусматриваются необходимые коррекционные упражнения (физкультминутки). Совместные действия учителя и ученика позволяют развивать успех и обеспечивают продвижения ребенка в самостоятельных действиях.

На уроках изобразительной деятельности используются различные техники, начиная с простых - рисование с помощью пальчиков, ладошки, обрывания бумаги. Детям с нарушениями интеллектуального развития доступны такие техники, как техника тычка.

Используя полусухую жесткую кисть, эта техника позволяет получить пушистую или колючую фактуру. В технике рисования пальчиками или ладошкой, средствами выразительности являются пятна, короткие линии, цвет, а также фантастические силуэты, получаемые отпечатыванием на бумаге. В осеннее время года используется техника «отпечатки листьев».

Средствами выразительности этой техники служат цвет и фактура. В работах в техниках «оттиск смятой бумагой», «оттиск пробкой, поролоном, пенопластом» средствами выразительности служат цвет, фактура, пятна. Украшение рисунков пуговицами, монетами, дополнение различными мелкими деталями развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук. Игра-рисование песком (манкой) развивает у детей тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет.

Такое рисование песком (манкой) даёт отличный результат релаксации. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. При таком рисовании выделяют 3 вида упражнений:

-рисование щепоткой - напрягаем - расслабляем пальчики; упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой;

-рисование кулачком;

-рисование пальцем (буквы, геометрические фигуры, солнышко);

-аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания.

Использование перечисленных нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует развитию пальцев рук, кистей, формирует графо-моторные навыки, а также поддерживает у детей интерес к творческой деятельности. Кроме того, нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное настроение.

Работая с детьми вышеуказанной категории, учитель должен:

- относиться к ним спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывая, что это дети «особенные»;

-учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии;

-сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми;

-создавать у ребенка субъективное переживание успеха, давать высокую оценку детали, «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»;

-использовать приемы снятия страха, «Ничего страшного…», авансирования, «У тебя получится…», «Ты сможешь…»;

-помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность, отмечать достижения, а не неудачи, формировать веру в успех;

- концентрировать внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать, сможешь и сейчас);

-давать ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

.

Заключение

Изобразительная деятельность служит прекрасным средством для установления контакта, определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития аутичных детей. Рисунок, лепка, вырезание способствуют формированию у таких детей осмысленного дифференцированного восприятия предметов окружающего мира, умению различать их форму, цвет, пропорции, сходство и различия, развивают вкус, наблюдательность, способность анализировать предметы, а также расширяют представление об окружающей природе, мире.

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к изобразительной деятельности. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, а главное, он чувствует себя достаточно комфортно, уверенно.

Приложение

Приложение 1.

Конспекты занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства

Конспект № 1.

Тема: «Укрась дымковскую барышню».

Цель: продолжить знакомство детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Учить выделять материал, из которого сделана игрушка - глину, выделять элементы узора; учить составлять узор на бумаге, используя элементы росписи дымковских игрушек.

2. Упражнять в приёмах росписи: полосы вертикальные и горизонтальные, клетка, кольца, точки, полоски;

3. Закреплять умение рисовать красками гуашь, используя кисть, ватные палочки, печатки - тычки.

Коррекционно-развивающие задачи:

4. Помочь в социальной адаптации детей с расстройством аутистического сектора с помощью продуктивной деятельности (рисование).

5. Развивать невербальные и вербальные средства коммуникации, стимулирование активной речи.

Воспитательные задачи:

6. Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству, умение радоваться результатам своего труда.

Материалы: гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов; кисточки; печатки- тычки, ватные палочки, палитра на каждого ребёнка, заготовки дымковской игрушки для раскрашивания (по одной на каждого ребенка) дымковские игрушки для рассматривания.

Ход деятельности:

Вводная часть.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в необычное село Дымково. Хотите? Тогда отправляемся.

- Вот мы и оказались в селе Дымково. (слайд с изображением села).

Рассказ воспитателя.

Дети с воспитателем усаживаются на ковре.

- Послушайте, ребята, сказку.

Презентация, озвученная голосом воспитателя, рассказывает о селе Дымково.

Рассматривание игрушек на столе. Беседа

-Ребята, проходите поближе, давайте посмотрим, что здесь есть? (игрушки, скатерти, посуда)

- Ребята, а игрушки, которые здесь есть, как они называются? (дымковские)

- Из чего лепили эти игрушки? (из глины)

- Посмотрите, какие нарядные игрушки! Какие они красочные, яркие, разных цветов.

- Ребята, а какими цветами расписывают мастера свои игрушки (синим, красным, зелёным, жёлтым)

-Каждая из этих игрушек имеет и свой узор. Какие элементы узора используют мастера при изготовлении дымковских игрушек? (круги, точки, полоски.

-Самой известной игрушкой считалась дымковская барышня. Посмотрим на неё.

Она носила яркую расписную юбку, украшенную оборками, фартук, на шее были бусы. На голове- кокошник, это такой головной убор. Наряды ее очень красивы. Сейчас эта девушка грустит, а знаете почему? Потому что у её подруг нет таких красивых нарядов, как у неё. Хотите, ребятушки, ей помочь? Тогда ступайте в нашу мастерскую.

Мастеров сейчас на месте нет, но они для вас оставили все свои инструменты и каждому по одному изделию- барышне, юбку которой вы должны будете украсить. Поэтому сегодня должны все постараться. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными.

Основная часть.

Показ способов нанесения узоров.

Кисть держим тремя пальцами. Настоящие мастера наносят узор точным уверенным движением гибкой кистью. Давайте вспомним, как нужно наносить элементы росписи – прямая линия, волнистая наносится одним концом кисти. (воспитатель показывает на мольберте). Круги будем наносить печаткой- тычком, для каждой краски свой печаток. Точки рисуем ватными палочками.

Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку. Не забудьте промывать хорошо кисть после каждой краски. Сначала будем рисовать большие элементы, а затем - маленькие.

Во время занятия проходит индивидуальная работа с отдельными детьми.

Заключительная часть. Рефлексия.

- Ребята, вы большие молодцы! Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось. Сейчас наши барышни станут в волшебный хоровод, начнут разговаривать и хвастаться друг перед другом своими нарядами.

Конспект № 2.

Тема: «Расписная матрешка»

Цель: Приобщать детей к миру искусства, развивать творчество, воображение. Помочь в социальноой адаптации детей с расстройством аутистического сектора с помощью продуктивной деятельности (рисование)

Задачи:

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с семёновской матрёшкой.

-Упражнять в передаче характерных особенностей семёновской матрёшки, используя соответствующие цвета и узоры.

-Познакомится с декоративно прикладным искусством русской матрёшки.

-Обратить внимание детей на её яркость, нарядность, составные элементы.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Помочь в социальной адаптации детей с расстройством аутистического сектора с помощью продуктивной деятельности (рисование).

-Развивать невербальные и вербальные средства коммуникации, стимулирование активной речи.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, активность, развивать связную речь у детей.

Материал и оборудование: Игрушка матрешки, иллюстрации Семеновской матрешки, шаблоны матрешек, гуашь, кисти, баночки с водой.

Ход занятия:

Вводная часть:

Сегодня ребята я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому мы пойдём догадайтесь сами.

Я вам загадаю загадку:

Жёлтый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упираются рука в деревянные бока

А внутри секреты есть может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Это русская (Матрёшка)

Показ матрёшки.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?»

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь я расскажу вам немножко об истории создания русской матрёшки: Появилась первая матрешка в России более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную куклу с вытянутой от постоянных раздумий головой и узкими глазами. Называлась эта кукла – старичок Фукурума (в Японии его считают богом учености и мудрости). Внутрь старичка вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше (ребенок сопровождает свой рассказ показом картинки).

В России похожую куклу из дерева выточил токарь по фамилии Звездочкин. Художник Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей или Матрешкой

Название их зависело от города, в котором их расписывали. Сегодня мы познакомимся с Семёновской матрёшкой. Особенность росписи этой игрушки в том, что в центре сарафана нарисован большой красный цветок, вокруг него зелённые листья, а на голове ярко жёлтый платок.

Давайте рассмотрим нашу матрёшку семёновская она или нет?

Ответ детей.

Основная часть.

Воспитатель: Сегодня вы станете мастерами художниками и сами распишите матрёшек.

Воспитатель поэтапно показывает роспись матрёшек.

- у вас на столе лежат бумажные матрешки, давайте же скорее их распишем.

- Выражение лица матрёшки (дети красками рисуют волосы, глаза, брови, нос, губы)

- Рисуем косынку и закрашиваем её жёлтой краской.

- Красным цветом рисуем лепестки цветка на сарафане, а лепестки-зеленым.

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все справились с заданием. На этом наше занятие подошло к завершению.

Какие вы молодцы настоящие мастера. Хорошо поработали.

Расскажите, что запомнилось вам больше всего?

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Украсим носовой платок» в группе старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по декоративному рисованию «Украсим носовой платок» в группе старшего дошкольного возраста Программные задачи: формировать умения самостоятельно рисовать предмет с использованием сочетаний разных линий, умения передавать в рисунке.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Волшебная снежинка» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по декоративному рисованию «Волшебная снежинка» для старшего дошкольного возраста Цель: учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы. Задачи: Образовательные: учить использовать в узоре разнообразные.

Конспект занятия по рисованию «Веточка туи» для детей с психическими расстройствами в развитииКонспект занятия по рисованию «Веточка туи» для детей с психическими расстройствами в развитии Конспект занятия по рисованию на тему " Веточка туи" для детей с психическими расстройствами в развитии. Цель: нарисовать ветку туи. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра декоративному рисованию
Опубликовано: 30 марта 2024 в 20:34
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра декоративному рисованию» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Колодина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД