Лучший педагог года

Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги

Екатерина Быхан
Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги

Обобщение опыта по теме «Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги»

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития таких компонентов речи как фонетико-фонематических и лексико-грамматических.

Для подготовки детей к успешному обучению в школе необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов в речи.

Публикация «Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги» размещена в разделах

ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Поэтому правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

Предлоги можно скомпоновать в следующие группы:

1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.

2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.

3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.

4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.

5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.

6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой подготовительной группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных

при обследовании в начале года.

Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями (cм. рисунок в приложении).

Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т. е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

Дети быстрее выполняют задание, если применить игровые приемы. Например, Незнайка находит игрушки в домике (под столом, около шкафа в кукольном уголке) и называет предложения с определенным предлогом.

На следующем занятии дети упражняются в понимании значений предлогов (в, на, за, около, под). Они играют в прятки с игрушкой-кошкой. Ребята говорят, где она сидит.

Например, в шкафу, на шкафу, за шкафом, под шкафом.

Затем они угадывают и называют, где на картинках сидит белка.

Например, под елкой, на елке, за елкой, в дупле. На этом же занятии дети учатся обозначать предложения с предлогами символами. Они узнают, что маленькое слово обозначается зеленой полоской, но покороче, чем обычное слово и пишется с другими словами в предложении раздельно (см. рисунок в приложении).

Например: на доске логопед символами обозначает предложения с предлогом «В», который стоит на первом месте (в дупле сидит белка). Дети на столах обозначают предложения (белка сидит в дупле, где предлог стоит на третьем месте. Таким образом, ребятам дается понятие, что «маленькое слово» в предложении может стоять на любом месте.

Полученные знания о правильном употреблении предлогов в речи закрепляются в играх.

Например: в игре «Таня-растеряша» дети помогают девочке Тане найти в комнате школьные принадлежности, которые она не положила на место. Для этой игры можно применить интерактивную доску.

Игра «Где живет зайчик?». В трехэтажном доме одна квартира свободна.

Проводятся и такие словесные игры как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя любимая игрушка», «Куда спрятали игрушку» и др.

Можно детям давать и различные задания.

Например: «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе с предлогами (в, на, за, под, около) и назовите предлог».

Хорошо использовать картинки, на которых предметы или объекты можно двигать. Или две картинки, где на одной – предмет не двигается, а на другой – передвинулся.

Например: Собака в будке и она вышла из будки. Бабочка на цветке, бабочка улетела с цветка и т. д.

После того, как дети научатся составлять предложения с предлогами с опорой на действия предметов или объектов, детям даются картинки с одним действующим лицом, по которым предложения можно составить только с одним определенным предлогом.

Например: Собачка сидит в будке, собачка выходит из дома, собачка сидит на траве (см. рисунок в приложении).

Ребята учатся составлять предложения с предлогами с опорой на панно или интерактивную доску, по которым можно составить предложения с предлогами. На панно можно выставлять картинки с изображением животных, домика, мальчика, солнышка, тучки и птиц. Это панно удобно в обучении детей, так как все предметы и картинки на нем можно передвигать, показывая, как осуществляется действие. Ребята составляют предложения с предлогами на наглядно-действенной основе.

Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке», такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.

Для развития интереса детей в работе использовали помимо перечисленных и такие задания как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».

Работа с детьми усложнилась после того, как ребята научились читать. Они составляли предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными предложениями.

Например: Весной. лесу много цветов.

Вся работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с воспитателями.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги
Опубликовано: 1 мая 2024 в 00:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Быхан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД