Получи документы

О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора

Людмила Халанская
О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора

Налицо актуальность поиска новых путей совершенствования существующей дидактической системы в области дошкольной педагогики, что соответствует основным целям и задачами образования, сформулированными в Национальной доктрине образования в РФ (от 04.10.2000 года №751, одной из которых является:

“…обеспечение разностороннего и своевременного развития детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности”.

Публикация «О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора» размещена в разделах

Определение путей совершенствования системы образования в области дошкольной педагогики необходимо производить с применением системного подхода. Индивидуализация в обучении ребенка, обусловленная его психологическими особенностями и временем нахождении в дошкольном образовательном учреждении, заставляет проводить поиск новых, более эффективных форм, методов и приёмов обучения (составляющих педагогической технологии, а также путей реализации на практике авторских методик с учетом принципа региональности проведения.

Одним из путей реализации системно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике может быть:

1. Поэтапное формирование представлений и элементарных умений, научной основой которого является теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека Гальперина, развивающая и дополняющая теорию Ж. Пиаже. Внутренним содержанием этой теории являются положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия, где действие разделяется на ориентировочную и исполнительную часть.

2. Педагогическая деятельность с применение метода проектов по формированию целостного восприятия, как окружающего мира (системы, так и самостоятельных областей (элементов системы) его составляющих (например : животный и растительный мир, транспорт, профессии и др.).

3. Формирование осознанного творческого подхода к созданию новых образов в рамках окружающего мира как системы с учетом её состояния во времени (прошлое, настоящее, будущее) с применением системного оператора (9-тиэкранная модель, как ключевого элемента теории решения изобретательских задач (рисунок 1).

Системный оператор (9-тиэкранная модель) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира как ключевого элемента теории решения изобретательских задач состоит из взаимосвязанных элементов,

где С – система в настоящем;

ПС – подсистема в настоящем

НС – надсистема в настоящем;

С(-)система в прошлом;

ПС(-)подсистема в прошлом;

НС(+)надсистема в прошлом;

С(+)система в будущем;

ПС(+)подсистема в будущем;

НС(+)надсистема в будущем.

Системный оператор, как считает ТРИЗ-педагогика, является основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера, с помощью которого можно дать ребенку более широкое и глубокое представление об объектах окружающего мира и дополнить её с помощью аналогий и сравнений.

Пример применения системного оператора (9-тиэкранной модели) изображен на примере птиц (рис. 2) и на примере транспорта (рис. 3).

На основе представленных подходов логичным представляется их комплексное применение, в результате чего усиливается эффект подачи и усвоения информации. Комплексный подход может найти отражение в комплексной методике.

Принципиальная схема создания и внедрения в практику комплексной методики поэтапного формирования умственных умений и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенка представлена на рисунке 4 и 5.

Таким образом, в статье представлены общие положения методики обучения дошкольников на основе комплексного применения и взаимодополнения метода проектов, метода поэтапного формирования умственных действий и понятий и системного оператора по формированию целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенком.

Данные положения не претендуют на законченность и будут продолжены в дальнейших исследованиях, в ходе которых будет оценена степень влияния одного метода на другой, рассчитана эффективность обучения и предложен вариант реализации проекта на конкретном примере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Т. Федеральный эксперимент по реализации основного содержания дошкольного образования. /Дошкольное воспитание. 2009. №5.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. — М. : Сов. радио,1979.-184 с. — Кибернетика.

3. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965.

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

5. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М., 1998.

6. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 48 с. .

7. Обухова Л. Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М. : Тривола, 1995.

8. Талызина Н. Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. Материалы совещания по психологии (июль 1955). М., 1957.

9. Талызина Н. Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология // Психология интеллекта. - М., 1987.

Прикреплённые файлы:

risunki-1-5_4paoj.pptx | 253,52 Кб
 
Публикации по теме:

Мини-музей и метод системного оператора в детском садуМини-музей и метод системного оператора в детском саду Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее.

Мини-музей пуговиц. Мини-музей и метод системного оператора в детском садуМини-музей пуговиц. Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора
Опубликовано: 24 мая 2015 в 21:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Халанская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД