МААМ-картинки

Нормы развития речи от 0 до 5 лет. Какие есть тревожные сигналы?

Татьяна Павловна Белоусова
Нормы развития речи от 0 до 5 лет. Какие есть тревожные сигналы?

О важности развития речи ребенка знают все. О необходимости оказывать ребенку помощь в этом развитии – тоже все знают. Но как определить, что пора обращаться за помощью к специалистам? Ведь в дошкольном возрасте у многих детей речь нечистая. Я составила краткое описание норм развития речи от рождения до 6 лет. Это можно взять за основу. Такие этапы развития речи проходят малыши с нормально развивающейся речью. Некоторые детки могут даже опережать своих сверстников в чем- то. Надеюсь, это поможет молодым родителям и людям, далеким от логопедии и дефектологии.

Публикация «Нормы развития речи от 0 до 5 лет, Какие есть тревожные сигналы?» размещена в разделах

Возраст 0 – 3 месяцев

• Ребенок с достаточной силой сосет грудь.

• При раздражении губ соской – открывает ротик.

Тревожный сигнал: к концу 1 месяца перед кормлением ребенок не кричит.

Возраст 3 – 6 месяцев

• Появляется гуление: ребенок издает звуки типа ГА –ГЫ – ГУ. Или без согласной : А-Ы-У.

• Гуление не должно быть редким, с однообразным набором звуков, монотонным. Должно быть чистым, без хрипов.

Тревожный сигнал:

• Нет гуления

• К концу 4 месяца ребенок не улыбается и не гулит.

• К концу 5 месяца ребенок не прислушивается к музыке.

Возраст 6 – 12 месяцев

• Ребенок поворачивает голову и глаза к источнику звука

• Появляется лепет – повторяющиеся слоговые цепочки: МА-МА-МА, БА-БА-БА, ДЯ-ДЯ-ДЯ.

• Малыш интонационно и по звуковому наполнению стремится подражать речи взрослых.

Тревожный сигнал:

• К концу 6 месяца ребенок не узнает голоса близких

• Не реагирует на интонацию

• К концу 9 месяца отсутствует лепет и ребенок не подражает взрослому

• К концу 10 месяца малыш не машет головой в знак согласия и не использует жест «ПОКА» при прощании.

Возраст 11 – 13 месяцев

• Появляются первые осмысленные слова из 2-х одинаковых слогов. Ребенок жестом показывает и называет членов семьи: ПА-ПА, МА-МА, БА-БА, ДЯ-ДЯ.

Тревожный сигнал:

• К 12 месяцам ребенок не может выполнить простейшие просьбы «ДАЙ», «ПОКАЖИ», «ПРИНЕСИ».

Возраст 1 – 1,5 года

• Должно быть понимание обращенной к ребенку речи

• В собственной речи ребенка 8 – 12 слов, они имеют предметное соотнесение

• Регуляция поведения ребенка речью взрослого еще не возможна

Тревожный сигнал:

• Ребенок не называет маму МАМОЙ, папу ПАПОЙ и других членов семьи.

Возраст 1, 5 – 2 года

• В речи ребенка появляются глаголы в побудительной форме: дай, иди.

• Слов – названий предметов – до 200

• Должны быть звуки: П – Б, Ф – В, К – Г – Х, Т – Д, ЛЬ.

• Поведение все еще не регулируется речью взрослого, ребенок понимает, но не выполняет запреты

• Ребенок любит слушать стихи, сказки, активно все запоминает

• В голосе ребенка хорошо прослушиваются различные интонации: обида, радость, восторг, ….

Тревожный сигнал:

• В 1 год и 9 месяцев ребенок не может произнести 5-6 осмысленных слов.

Возраст 2 – 3 года

• В активном словаре ребенка 1000 слов и более

• Появляется фраза – предложение: Я пойду в пальте, дай пить сок….

• Неправильное окончание слов в предложениях – это нормально

• У ребенка идет период словотворчества, не зная названий предметов и явлений, он придумывает им названия сам

• Период «Почемучества», часто и по любому поводу задает вопрос «Почему?»

• Появляется эгоцентрическая речь – когда ребенок разговаривает сам с собой (во время игр)

• Должны быть звуки: С – З

• С этого возраста ребенок должен подчиняться речи взрослого, понимать слово «нельзя» и выполнять

• Знает основные цвета

• Начинает и активно развивается фонематический слух.

Тревожный сигнал:

• В 2 года ребенок по просьбе не показывает части тела

• Не может выполнить просьбы: «ПОЙДИ И ПРИНЕСИ МНЕ…»

• Не узнает близких по фото.

• Не знает основные цвета.

Возраст 3 – 5 лет

• Ребенок употребляет фразы любой сложности, сложные предложения: с «потому что….», «если….», ….

• Фонематический слух заканчивает свое развитие.

• Ребенок активно интересуется незнакомыми словами

• Появляется чувство языковой нормы – ребенок слышит ошибки в речи других детей

• Появляется активный интерес к грамоте, чтению, письму.

• Быстро заучивает стихи, громко их рассказывает.

• С 4, 5 лет можно учить буквы, учить читать

Тревожный сигнал:

• В 3 года не может сказать свое имя и фамилию

• В 3 года не может определить большой и маленький предмет

• Не знает ни одной сказки или короткого стишка

Формирование звуковой стороны речи (в норме):

1-2 года: А О Э П Б М

2-3 года: И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Й

3-5 лет: Ш Ж Щ Ц Ч С З

5-6 лет: Р Л

Если ваш ребенок знает и умеет больше, чем указано, значит развитие в норме. Если вы заметили, что ребенок НЕМНОГО отстает от указанного, то больше играйте с ним, читайте книжки, развивайте пальчики, общайтесь на разные темы: учите животных, птиц, пойте песенки. Если уделять малышу внимание каждый день- скоро вы заметите результат. Если же отставания значительные, то не теряйте времени и обращайтесь к специалистам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем.

Тема: Эмоции детей и сказка. Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоциональной сферы ребёнка через сказку. Задачи: • Повышение психологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нормы развития речи от 0 до 5 лет. Какие есть тревожные сигналы?
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 20:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нормы развития речи от 0 до 5 лет. Какие есть тревожные сигналы?» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павловна Белоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД