Папки-передвижки

НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты»

Людмила Левенчук
НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты»

НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты» .

Цель: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

Задачи:

- приобщить детей к культуре народа ханты, его духовным, материальным ценностям;

- развивать познавательный интерес, речевую активность, память, мышление, художественное восприятие и воображение;

Публикация «НОД в средней группе по познавательному развитию „Жизнь народа ханты“» размещена в разделах

- воспитывать уважение к жизни народов ханты и манси.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материал: карта ХМАО, поделки «Ханты у чума», «Хантыйское стойбище», следы животных, иллюстрации с изображением животных, презентация, кусочки ткани, тесьма для изготовления куклы-закрутки.

Предварительная работа: разучивание ребенком стихотворения «Ставит чум моя семья», чтение хантыйских сказок и разучивание игр народа ханты, чтение книг В. Борисова «Буся наследил», В. Бианки «Снежная книга», учились распознавать следы таежных животных и птиц, знакомились с национальным орнаментом, проводили беседы о родном крае и жизни коренных народов севера ханты и манси.

Ход НОД

1. Оргмомент. Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам взяться за руки и поприветствовать друг друга. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь улыбнемся нашим гостям, а гости улыбнутся нам. Я рада, что у всех сегодня хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста.

(Дети садятся на стульчики около интерактивной доски).

2. Раскрытие темы.

Воспитатель:

-Сегодня мы будем путешествовать по нашему краю. Ребята, как называется наш край, где мы живём? (Ханты-Мансийский автономный округ) (Слайд 1) Почему он так называется? (Потому что здесь издавна живут народы ханты и манси).

Воспитатель: А как еще можно назвать наш родной округ? (Югра, Югория)

- Как называется главный город Ханты - Мансийского автономного округа?

Дети: - Город Ханты - Мансийск. (Показывают на карте округа)

Ребята, а как же называется наш город?

Дети: Покачи. (Слайд 2 Показывают на карте.)

Воспитатель: - Дети, а вы знаете, почему наш город так называется?

- Потому что здесь, где мы живем, на месте нашего города была раньше тайга и жили ханты рода Покачевы. Потом прилетели нефтяники и стали добывать нефть, приехали строители и стали строить дома, а ханты Покачевы ушели жить дальше в тайгу. В память о них, их фамилии, наш город называется Покачи.

- А сейчас я хочу пригласить вас в путешествие на хантыйское стойбище в тайгу. А чтобы нам было веселее, отправимся туда под звуки хантыйской музыки. (Дети встают и проходят к поделкам-моделям, изображающим жизнь хантов. Садятся.).

- Вот мы и пришли в стойбище и поговорим сегодня о том, как живут ханты.

(Девочка в хантыйском наряде рассказывает стих).

Чум

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки.

Ребята, скажите, как называется жилище хантов? Правильно, чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему ханты живут в чумах? Потому что ханты пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на другое место, где есть корм, а чум такой дом, который можно быстро разобрать, перевести на другое место и снова поставить.

- А как называется эта постройка? (Лабаз) Для чего он нужен?

- Ребята, как вы думаете, куда может собираться глава семейства? Давайте представим, что на охоту. Что он сделал? (Запряг оленя в нарты, взял длинный шест хорей, для чего? Что ему надо еще с собой взять (Лук и стрелы, ружьё с патронами, охотничий нож). На кого охотятся ханты в тайге? (Кабан, лось, медведь, лиса, волк, заяц, белка, глухарь, тетерев, куропатка). Мы с вами тоже отправимся в тайгу на охоту в тайгу. (Дети встают и проходят в спальню). Вот лесная поляна. На ней много следов. Каждый охотник должен уметь читать на снегу следы зверей и птиц. Давайте разгадаем, кто здесь был? Какие звери и птицы? (Соотносят след и животное). Молодцы! А следов какого зверя вы не увидели? (Почему) Пальчиковая игра «Медведь в берлоге крепко спит».

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Скажите, какие игры детей народа ханты вы знаете (Ответы) Давайте поиграем в игру, связанную с охотой. Может кто-то догадался какая это игра? («Охотники и куропатки»).

3. Физминутка. Проходит игра.

- А сейчас пора возвращаться к чуму. Скажите, чем еще занимались мужчины ханты? (Рыболовством). Чем ханты ловят рыбу? (сетями, мордой). Какую хантыйскую игру мы знаем, связанную с ловлей рыбы? («Рыбаки и рыбки») Чем в ней рыбаки ловят рыбок? (Сетью). Молодцы!

Ханты очень трудолюбивый и честный народ. Всегда помогают друг другу.

Они очень бережно относятся к природе и добывают столько рыбы, зверя и птицы, сколько необходимо семье для пропитания.

- А еще чем занимаются мужчины ханты? (Оленеводством).

– Что дает олень хантам? (Мясо, молоко, рога, шкуру).

- Что делают из рогов? (Вешалки, ручки ножей и палок, пуговицы).

- Как используют шкуры оленей? (Покрывают зимой чум, шьют зимнюю одежду и обувь).

-Кто шьёт одежду и обувь для всей семьи (Женщины) Чем ещё занимаются женщины (Собирают ягоды и кедровые шишки, пекут хлеб, готовят обед, занимаются детьми).

- Олени для хантов еще и транспорт. Оленя запрягают в нарты едут на рыбалку, охоту, в город за продуктами и по другим делам, в соседние стойбища. На праздниках проводят соревнования погонщиков оленей – каюров.

-Ребята, скажите, как называется игра, которую придумали дети, когда смотрели на соревнования оленьих упряжек. («Каюр и олени».) Правильно.

- Сейчас нам пора покидать хантыйское стойбище и возвращаться обратно. И проедем мы на оленьих упряжках, но не на перегонки, а друг за другом спокойно. (Дети вместе с воспитателем тройками «едут» к стульчикам у интерактивной доски, садятся)

Ребята, мы уже знаем, чем занимаются взрослые ханты. Как вы думаете, что же делают хантыйские дети? (Просмотр презентации «Игрушки и занятия детей хантов». Дети любят слушать и читать сказки. (Какие хантыйские сказки вы знаете) Мальчики делают лук и стрелы и учатся стрелять из лука, вырезают из дерева игрушечных оленей, мастерят маленькие нарты, лыжи, облас, ловить рыбу. Дети учатся кататься на лыжах…

Девочки помогают мамам по хозяйству, заботятся о мдадших детях, делают куколки-закрутки и куклы Акань, девочки постарше учатся шить, плести украшения из бисера, украшать одежду орнаментом (узорами). Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови узор». Смотрите внимательно!

- Назовите, что это за узор? (Ответы детей).

Сейчас мы с вами как хантыйские девочки попробуем смастерить куклу-закрутку). И гости нам в этом помогут. (В ходе работы вспоминают, что лица у хантыйских кукол нет). Но сначала сделаем небольшую зрительную гимнастику, чтобы отдохнули наши глазки.» («Светофор», «Крылья бабочки»).

Дети с помощью взрослых под руководством воспитателя делают куклы.

- Молодцы! Какие красивые куколки получились!

- Ребята, вы очень хорошо сегодня отвечали. Спасибо вам! Наше занятие окончено, а куколки-закрутки я вам дарю в память о нашем путешествии.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группе Цель: уточнить и расширить знание детей о родном поселке. Утром рано мы встаем, поселок видим за окном. Он проснулся, он живет, нас на.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группе .

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наша армия»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наша армия» Программное содержание:Образовательные:Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с родами войск,.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группеКонспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группе Цель: уточнение представления детей о нашей армии. - познакомить с родами войск, военными профессиями; - учить самостоятельно рассказать.

Конспект ОД по познавательному развитию «Жизнь диких животных осенью» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

ОД по познавательному развитию в средней группе «Колобок в зимнем лесу» ОД по познавательному развитию в средней группе «Колобок в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое.

Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе «Овощи»Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе «Овощи» Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты»
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 20:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Левенчук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД