Получи документы

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы «Редкие животные Хабаровского края»

Ирина Тронина
Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы «Редкие животные Хабаровского края»

Программное содержание:

Цель: Расширить кругозор детей о редких животных и заповедниках Хабаровского края.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и уточнить знания о редких животных и заповедниках Хабаровского края, Красной книги; закрепить знания о взаимосвязи в природе.

Развивающие: формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас за счет имен существительных (заповедник, вольер, зоосад, амурский тигр, дальневосточный лесной кот, рыбный филин и др.)

Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы „Редкие животные Хабаровского края“» размещена в разделах

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к животному миру Хабаровского края; чувство товарищества; совершенствовать стиль партнерских отношений.

Предварительная работа: рассматривание книг, энциклопедий и животных Хабаровского края. Чтение рассказов о животных. Беседы о заповедниках Дальнего Востока. Проведение дидактических игр «Кто, где живет», «Кто лишний», «Хорошо - плохо», «Сложи животного», «Что я за зверь?». Просмотр видеофильмов о редких животных Дальнего Востока, о заповедниках, слайдов «Природа Хабаровского края».

Оборудование: Фотографии, изображающие редких животных Хабаровского края; Красная книга Хабаровского края; карточки-схемы, обозначающие животных птиц, насекомых, рыб; конверт с картинками к игре «Запрещающие знаки; красная папка с надписью «Красная книга»; картинки к игре «Пищевые цепочки»; Наборное полотно, картинки к игре «Что было бы, если из леса исчезли…»; мультимедийная презентация «Редкие животные Хабаровского края»; Набор картинок для выявления отличительных особенностей заповедника; Напечатанные слова «Заповедник» и «Питон».

Ход занятия

1. психологический настрой.

Чтение стихотворения Нины Лозовик «О Хабаровском крае».

Край суровый, край таежный,

Славишься ты красотой.

Я судьбой своей тревожной

Связана навек с тобой.

Ты зимой – в сугробах снежных,

Летом – в зелени цветешь.

И под солнцем жарким, нежным

Людям плод Земли даешь.

Ты богат зверьем и птицей,

Радуешь грядами гор.

Никогда не надивишься

Красками осенних пор.

2. Вводно-организационный этап.

- Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

- О каком крае? Почему?

- Ребята, этими прекрасными словами мы начнем наше занятие. Сегодня мы поговорим о Хабаровском крае. Мы знаем, как прекрасен наш край, его природа, как богат и разнообразен животный мир Хабаровского края.

3. Актуализация знаний.

- Каких животных Хабаровского края вы знаете? Назовите.

Дидактическая игра «Звери-птицы-рыбы».

- У меня есть картинки разных представителей животного мира, но, к сожалению, они перемешались. Помогите мне их разложить по группам. Есть 4 обруча с карточками – схемами, обозначающими животных, птиц, насекомых, рыб. Нужно все эти картинки разложить по группам в разные обручи. Каждый из вас возьмет по одной картинке. В обруч с изображением животного складывайте те картинки, которые обозначают всех животных; в обруч с изображение насекомого – складывать насекомых; в обруч с изображением птиц – птиц, в обруч с изображением рыб – всех рыб.

- А теперь пройдите и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если нет, то почему неправильно?

4. Восприятие и усвоение нового материала.

- Ребята, посмотрите еще раз на эти картинки. На них изображены животные, птицы, рыбы, насекомые, которые нуждаются в защите. В Хабаровском крае их осталось мало, их так и называют редкие животные.

- Как вы думаете, почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т. д.)

- Эти редкие животные занесены в Красную книгу Хабаровского края.

Есть большая Красная книга России, куда занесены все редкие животные, обитающие в России. А у нас есть Красная книга Хабаровского края, в нее занесены животные нашего края (показ книги + слайд).

- Ребята, как вы, думаете, почему эта книга имеет именно красный цвет, а не какой-либо другой цвет? (потому, что красный цвет - цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком, ли вольно мы пользуемся щедростью природы) Человек неразрывно связан с растительным и животным миром.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки» (Работа в подгруппах).

- Сейчас предлагаю вам составить цепи питания и определить кто, чем питается. Работать будете в подгруппах по три человека, для этого нужно рассчитаться на первый, второй, третий. Дети объединяются в подгруппы.

Воспитатель раздает детям карточки с изображением птиц, насекомых, животных, растений, рыб и предлагает выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

Растения – гусеница – птица

Злаковые травы – мышь – хищные птицы

Насекомые – крот – хищные птицы

Насекомые – ежи

Грибы – белки – куницы

Травы – насекомые

Комар – лягушка – журавль, аист

Растения – заяц – лиса, лесной кот.

- Объясните, почему вы так составили ваши цепочки питания?

Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

- Теперь попробуем выяснить, почему все: животные, птицы, рыбы, насекомые связаны друг с другом.

На наборном полотне картинки, изображающие животных, птиц, насекомых, трав, ягод, грибов, человека, солнца, воды, деревьев. Воспитатель убирает одну из картинок и задает вопрос:

- Что бы произошло с остальными жителями, если из леса исчезли, например, насекомые?

- А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если б не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? И т. д.

Вывод: Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не могут обходиться.

- Скажите, а растения, животные, солнце, вода, птицы это одним словом как можно назвать? (природа)

- Почему человек не может обойтись без природы?

Динамическая пауза «Звериная зарядка»

Звериная зарядка

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая ладошкой рот)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед в спине)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

И кому зарядки мало – (развести руки в стороны)

Начинаем все сначала!

- Что же делает человек для того, чтоб сохранить животный мир? (он смотрит, чтоб не исчезали животные)

- А какими другими путями можно сохранить животных? (организовываются заповедники)

- Что такое заповедник? (это заповедная территория; это место, где природа имеет право жить по своим законам, а человек охраняет это место.) В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

- Скажите, откуда мы узнали о заповедниках?

- А где еще можно найти о заповедниках информацию? (в интернете, в библиотеке, в энциклопедиях).

- Как вы думаете, в нашем крае есть заповедники? Назовите их?

- В нашем городе есть такое место, которое называется «Питон». Ответьте мне на вопрос: он является заповедником или нет? И почему?

- Давайте попробуем разобраться?

Детям предлагается ряд картинок с изображением вольера (клетка, природы, человека, который кормит животных, ухаживает за ними, хищного животного добывающего себе пищу и др.

На доске расположены два слова «Питон» и «Заповедник». Дети берут картинку и вместе с воспитателем решают, куда ее отнести.

«Питон» «Заповедник»

- животное в клетке; - неограниченная территория;

- человек кормит животного; - животные добывают себе пищу

- уход за животным. - человек подкармливает и ухаживает

только в тяжелые времена.

Вывод: «Питон» - это не заповедник.

- А что ж тогда такое «Питон»? (зоосад). Почему вы так решили?

- А в нашем городе есть заповедники, как вы думаете? Назовите?

- В нашем городе есть два заповедника: Силинский и Комсомольский. Силинский заповедник расположен в самом городе Комсомольске-на-Амуре. Комсомольский заповедник расположен рядом с городом Комсомольском-на-Амуре в бассейне реки Горин, крупного левого притока реки Амур. (Показ на карте Хабаровского края)

- Давайте назовем животных, обитающих в Комсомольском заповеднике.

( слайды: дальневосточный лесной кот, гималайский медведь, харза, барсук, рыбный филин, тетерев, голубая сорока, мандаринка, дикуша, черный аист, белоплечий орлан).

- Дикуша, мандаринка, черный аист, белоплечий орлан занесены в Красную книгу Хабаровского края.

- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей)

-Правильно охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила поведения на природе, в лесу. А помогут нам в этом знаки, которые находятся у меня в конверте.

Игра «Запрещающие знаки»

Каждый ребенок выбирает запрещающий знак и называет его.

В конверте знаки: мусор в лесу; загрязнение воды и воздуха заводами; не ломать ветки деревьев; не ворошить гнезда; не шуми; не разжигай костры и пр.

- Молодцы! Все знаки назвали.

- Скажите, где можно разместить эти знаки? (в лесу, при в ходе в парк)

6. Итог занятия

- Что нового узнали на этом занятии?

- Мы сегодня с вами поговорили о животных, которые занесены в Красную книгу Хабаровского края, познакомились с заповедниками Хабаровского края (Г. Комсомольск-на-Амуре) и узнали, как человек влияет на природу.

- Скажите, для чего нужны заповедники? А для чего нужна Красная книга?

- Я вам предлагаю сделать свою Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе. Каждый раз, слушая рассказ, читая газеты о редких животных и растениях, будем пополнять ее иллюстрациями, картинками редких и исчезающих животных, тогда, каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим их в обиду.

- Для начала в нашу книгу вложим запрещающие знаки, которые говорят нам как нельзя вести себя в природе, в лесу. А вы выберите картинку одного животного, с которым мы сегодня играли и называли и дома с родителями, или со старшими сестрами, братьями подготовите небольшое сообщение о нем. И когда вы будете готовы, мы заслушаем все сообщения и внесем их в нашу Красную книгу.

- Спасибо за занятие!

Список литературы

1. Красная книга Хабаровского края : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных : официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН. – Хабаровск : «Приамурские ведомости», 2008. – 632 с. : ил.

2. Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах ее улучшения// ЭГБО. – 2009. - №2. – С. 5-10

3. Незнанова О. Формирование юного читателя как экологически грамотной личности // Библиотека в школе. – 2008. – С. 41-43

4. Атлас. Люби и знай свой край / Учебное пособие для учащихся 1-6 классов общеобразовательных школ – Хабаровск : Федеральная служба геодезии и картографии, 2002, издание второе. – 31 с.

5. Вишнякова С. Сказочное разнообразие. – г. Комсомольск-на-Амуре, 1994г. – С. 132-135.

6. www.khabkrai.ru/about/symbolism/html

7. www.27region.ru/stopkadr/

8. www.wikipedia.ru

9. trasa.ru/region/habarovsky _zapov/html

10. www.fifa.khabkrai.ru/aboutregion/

11. images.yandex.ru

12. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия для детей 6-7 лет». - Воронеж, 2002.

13. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». - Москва,2005.

14. Методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду». – Москва, 2005.

15. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа». – Москва, 2006.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Удивительная флора и фауна Хабаровского края»Фотозарисовка «Удивительная флора и фауна Хабаровского края» Хочу предложить вам небольшой фотоотчёт. Мой муж работает маркшейдером вахтовым методом на севере Хабаровского края. Прошлым летом он был.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в форме беседы с детьми подготовительной группы «Зачем мы собираем макулатуру» Начнем с того, что же такое макулатура? Это тетрадки, книжки, раскраски, которые уже прочитаны, раскрашены, одним словом использованы и.

Конспект подгрупповой индивидуальной работы по экологическому воспитанию детей средней группы «Домашние животные»Конспект подгрупповой индивидуальной работы по экологическому воспитанию детей средней группы «Домашние животные» Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Задачи: Обучающие: обобщить понятия детей о пользе домашних животных для человека, закрепить.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.

Квест-игра по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Защитники природы»Квест-игра по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Защитники природы» Игра началась в группе. Ребята получили письмо от Феи Природы, в котором она благодарила ребят за то, что весь год они были активными.

Мастер-класс по аппликации «Журавли возвращаются в родные края» с детьми подготовительной к школе группыМастер-класс по аппликации «Журавли возвращаются в родные края» с детьми подготовительной к школе группы Цель: научить детей составлять композицию с летящими журавлями, возвращающимися весной в родные края. Задачи Образовательные: упражнять.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Домашнее занятие по экологическому воспитанию «Наблюдение за муравьями» для детей подготовительной к школе группеДомашнее занятие по экологическому воспитанию «Наблюдение за муравьями» для детей подготовительной к школе группе Актуальность. Весна. Месяц май. Пробуждение природы. В этом году у нас на Урале весна пришла очень рано, всех радовала невероятно теплая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы «Редкие животные Хабаровского края»
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 13:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы «Редкие животные Хабаровского края»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тронина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД