МААМ-картинки

Конспект НОД по обучению грамоте «Трудный звук [Р]»

Галимова Ашура Ахмедовна
Конспект НОД по обучению грамоте «Трудный звук [Р]»

Программное содержание : учить детей находить сходство и различие звуков [р] и [л], выделять звуки в стихах, словах, загадках, развивать память, воображение, развивать речь, расширять знания о родном крае, воспитывать любовь к Родине.

Развивающая среда: магнитная доска, буквы, картинки, фишки. Сюрпризный момент «Мальчик Рашид» в национальном дагестанском костюме.

1. Ребята, сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звуки [р], [л].

Послушайте внимательно и запомните в каких словах из текста встретился звук [р], а в каких – [л].

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Трудный звук [Р]“» размещена в разделах

Мудрый дедушка Рамазан из далекого дагестанского аула Рутул знает, что самый трудный и коварный звук для детей – это звук [р]. Он услышал, что сегодня дети нашей группы будут продолжать учиться правильно его произносить. Поэтому он прислал своего внука Рашида к нам, чтобы он поучился четко и правильно выговаривать и различать звуки [р] и [л].

(Дети отвечают)

2. Артикуляционная гимнастика

Сначала напомним Рашиду, как надо произносить звук [р].

(Дети отвечают)

(Открыть рот, кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними зубами, спинку языка опустить, сильно выдохнуть на кончик языка: [р-р-р].

- А теперь все вместе произнесем [р].

- Как произнесли звук?

С преградой или без неё?

Значит, звук какой? (согласный)

- Проверим работу голосовых связок: приложим ладошку к горлу. Связки дрожат? Значит, звук звонкий.

-Звук [р] – твёрдый или мягкий? – И твёрдый, и мягкий.

Докажите. ( Дети: ра – ря, ро-ре, ру-рю, ры-ра – называют слоговые пары).

-Что общего между звуками [р] и [л].

Дети: Когда произносим звук Р кончик языка дрожит, а когда произносим звук Л кончик языка прижат к верхним зубам и не дрожит.

3. Повторим скороговорку

Шел корабль в Порт-Петровск,

Вёз веселых моряков.

Рыбаки за три недели

Много рыбы красной съели.

После чтения дети называют слова со звуком [л], [л']

-В каких словах вы услышали звук [р]? Укажите его место в слове, которое вы назвали: в начале, в середине, в конце слова.

Порт, Петровск, моряки, рыбаки, три, рыбы, красный, корабль.

-В каких словах этот звук был на первом месте? (Рыба, рыбаки).

-А в каких словах звук [р'] мягкий? (Три, моряки).

-В каких словах вы услышали звук [л]? (Шёл, корабль, веселых, недели, съели).

-В каких словах этот звук мягкий? (Корабль, съели, недели).

4. Соревнование

Сейчас Патимат прочитает стихотворение а Родине, а вы постарайтесь запомнить побольше слов со звуками [р'] и [р] и получить больше фишек. (Первый ряд запоминает слова с твёрдым [р], а второй – с мягким [р'].

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города.

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда какая

Наша Родина большая

Необъятная страна.

(Даль, большая, если, долго, самолетом, лететь, леса, ленты и т. д. – Даю фишку.

-Называйте словами со звуком [р] и я буду выдавать фишки.

(Россия, смотреть, города, просторы, реки, озера, горы, край, тундра, Родина, страна).

-Дети, а может кто-нибудь заметил слово, в котором два звука [р]? (Просторы). (Даю две фишки).

5. Вместе с детьми определяем победителя.

Воспитатель: -У Рашида к вам вопрос.

Рашид: -Друзья, а что есть у вас в городе, что начинается со звука [р]?

(Называние слов со звуками [р], [р'].

Дети: Маршрутки, троллейбусы, рынки, театры, парки, цирк, море.

Ребё нок: (спрашивает у Рашида) А у вас в селе есть предметы, в названии которых есть звуки [р], [р']?

Рашид: -Бараны, коровы, горы, река, трава, трактор, грузовик.

Воспитатель: -Чтобы не путать звуки [р] и [л] поиграем в игру «Измени слово».

Р - Л

Бар – бал

Сварка – свалка

Бурка – булка

Мир – мил

Жарко – жалко

Терка – телка

Дар – дал

-А теперь, вторым звуком в слове вы должны поставить звук [л].

Газ – глаз

Пот – плот

Сон – слон

Пан – план

Игра «Подберите слова к звуковым схемам» :

Р

Раз

Рад

Рак

Рок

Л

Лак

Лад

Лук

Лом

Устали. Отдохнём!

6. Физкультминутка

(проводит Рашид, показывая движения)

Маленькие ласточки

Песнями звеня. (Машут крыльями)

Будят вместе с дедушкой

На заре меня.

На зарядке солнышко

Рядом видит нас.

Поднимаем руки мы

По команде «Раз». (Поднимают руки в стороны, опускают их).

А над нами мокрая

Шелестит трава. (Обе руки вверху – ветерок)

Опускаем руки мы

По команде «Два». (Опускают руки по бокам вниз).

И водой холодною

Прямо из ручья

Вместе умываемся

Дедушка и я. (Умываются).

Мы берёмся за руки

С дедушкой моим (Шагают)

Вдоль аула нашего

Мы гуляем с ним.

(Дети сели, Рашид тянет руку).

Воспитатель: -Что ты хочешь, Рашид?

Рашид: -Хочу детям загадать загадку. Как называется стихотворение Р. Гамзатова:

«В дни Горьких печалей

И тяжких побед,

Кто выручит нас,

Кто поможет, спасёт?»

Дети: - Родина.

7. Звуковой анализ слова Родина.

Разделим слово Родина на слоги (ладошки ставим под подбородок, считаем слоги). Сколько их? (3 слога). Один ребёнок чертит на доске

а остальные дети - на листочках схему слова Родина.

Назовите первый слог (РО). Какой первый звук? ([р]).

-Звук [р] – согласный или гласный? (Согласный).

-Почему вы так решили? (Выдыхаемый воздух выходит с преградой).

-Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

-Докажите. (После него идёт звук [о].

-Каким цветом закрасим твёрдый согласный на схеме? (Синим). Закрашивайте.

-Какой звук вы услышали вторым в слоге РО? [о].

Какой он - гласный или согласный? (Гласный)

-Почему? (Выдыхаемый воздух вышел свободно без преграды).

(Аналогично разбираем оставшиеся два слога).

-Прочитайте слово по схеме (Ро-ди-на)

-С одинаковой силой вы прочитали все три слога? (Нет)

-На какой слог падает ударение?

-Сколько звуков в слове Родина?

-Сколько согласных? Сколько гласных? Сколько слогов?

-Почему вы решили, что в этом слове 3 слога? ( Дети: сколько гласных, столько и слогов).

8. Составление предложений

-Составьте предложение со словом Родина.

( Ответы: Наша Родина – Россия. Моя Родина – Дагестан и т. д.)

-Обозначьте схемой у себя на листочках сколько слов в предложении «Наша Родина – Дагестан». (Один ребёнок чертит на доске) I___ ___ ___ .

-Проверим, все ли верно на доске.

-Назовите первое (второе, третье) слово.

-Что обозначает черточка в начале схемы, точка – в конце?

-Дагестанский народ очень ценит дружбу. Проверьте, подходит ли слово друг к схеме, данной на доске

-Сколько в нем звуков? Сколько слогов? (1)

-Почему? (В нем один гласный звук)

-Подберите несколько признаков к слову «друг».

Друг (какой) ответственный, преданный, хороший, плохой, мудрый, добрый и т. д.

9. Упражнение в распространении предложений.

На доске схема: I___.

Читаю предложение: Рашид друг.

Сколько в нем слов? (2)

Давайте добавим сюда ещё одно слово. Какой друг Рашид? (Показываю схему).

I___ ___.

Дети: верный.

-Найдём на схеме место для слова верный.

(Предлагают свои варианты).

-Прочитайте какое предложение у нас получилось. ( Читают: Рашид – верный друг.)

Давайте сделаем это предложение ещё более длинным. Чей верный друг Рашид?

I___ ___ ___. (схема)

Дети: Рашид – наш верный друг.

Добавим ещё несколько слов в наше предложение. Из какого аула к нам приехал Рашид?

Дети: Рашид из Рутула наш верный друг.

10. Подведем итоги. Посмотрим, кто больше жетонов набрал, тот

хорошо потрудился. (Называю имена)

Рашид: - Спасибо, дети! Вы научили меня правильно произносить. Звуки [р] и [л]. Я поеду в аул и расскажу дедушке Рамазану какие вы умные, добрые и настоящие друзья.

Звучит песня «Если с другом вышел в путь»

Публикации по теме:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте по теме «Звук [Й]. Буква Й» Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.

Конспект НОД по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма «Звук [Х] и буква Х» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Коспект НОД по подготовке обучению грамоте Звук [ш] Чупра Елена Конспект НОД по Подготовке к обучению грамоте О. О. Речевое развитие [/i] Тема: «Звук [ш]» Программное содержание: - Познакомить.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» НОД Звук и буква «П» Цель: коррекционно – образовательные: - закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»; - учить.

НОД по обучению грамоте «Звук [Й] и буква Й» НОД по обучению грамоте. Звук "Й" и буква "Й". Цели: коррекционно- образовательные: - закрепить навык чёткого произношения звука «Й»;.

НОД по обучению грамоте «Звук [Э] и буква Э» НОД Звук и буква «Э» Цель: коррекционно – образовательные: - познакомить детей с механизмом образования звука «Э»; - формировать умение.

НОД по обучению грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» НОД. Звук и буква «Ы». Цели: коррекционно- образовательные: - учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звука «Ы»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Трудный звук [Р]»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 18:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте «Трудный звук [Р]»» (включая файлы) размещена пользователем Галимова Ашура Ахмедовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД