Папки-передвижки

Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками»

Инна Григорьева
Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками»

В системе образования с каждым годом наблюдается рост детей с нарушениями речи. Поэтому актуальным остается поиск новых способов и методов коррекции сложных речевых дефектов, использование которых будет способствовать более быстрому и эффективному развитию компенсаторных возможностей детского организма.

Возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.

Публикация «Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений „Массаж ложками“» размещена в разделах

Всем известно, что массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цель массажа : стимуляция кинестетических ощущений, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса.

Логопедический массаж может проводить дефектолог, логопед или медицинский работник владеющий техникой этого массажа и прошедшие курс специальной подготовки. Что же делать обычному специалисту и педагогам в садах которых нет логопеда? В этом случае может помочь самомассаж, который выполняется самим ребенком.

Выполнять массаж можно как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с воспитателем и дома с мамой. Для самомассажа можно использовать разные подручные предметы: шишки, зубные щетки, катушки, колючие шарики (су-джок, камешки и шарики марблс, бигуди, ложки и др. Нас интересует применение массажа ложками в логопедии – и оно поистине революционно.

Сторонником массажа и самомассажа является О. И. Крупенчук. Обратив внимание на ее работы, взяла себе на заметку прием самомассажа ложками и адаптировала его в своем учреждении. Так скучные занятия логопеда превратились в увлекательную игру с ложками.

Преимущества массажа ложками :

ложка – слово, известное абсолютно всем и с ней умеют обращаться все.

ложки есть в каждом доме и их легко приобрести.

безопасны

массаж ложками можно освоить всем и даже родителям

во время массажа дети усваивают названия частей лица, предлогов, предложных слов и развивают мелкую моторику.

не требует стерилизации (обрабатывается раствором питьевой соды, так же как вся посуда в дошкольном учреждении).

не вызывает страха у детей, как зондовый массаж.

Существуют противопоказания к проведению массажа ложками :

при остром инфекционном заболевании, насморке, простуде;

при высыпаниях, гнойничках, трещинах на коже лица, герпесе или конъюнктивите;

при аллергии, синяках на лице, солнечных ожогах;

при воспалении во рту, выпадении зубов.

Выбор ложек тоже должен иметь особый подход. У детей дошкольного возраста артикуляционный аппарат не такой большой и поэтому кофейные ложки подходят идеально, как для массажа на лице, так и для массажа во рту. При выборе ложек необходимо обратить внимание на края. Они должны быть гладкими и округлыми. На каждого ребенка должна быть пара ложек.

Курс массажа составляет 10-15 дней, проводить можно индивидуально и в подгруппах по 3-4 ребенка. Все зависит от индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ. Массаж может проводиться как отдельно от занятия, так и являться частью коррекционно-образовательной деятельности, используя его элементы частично.

Обучая детей самомассажу, специалист показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или музыку. Процедура самомассажа ложками проводится в игровой форме.

На 1 этапе дети запоминают части ложки в стихах. (кончик, ямка, черпачок,горка, боковые края, черенок)

Этот этап можно проводить в физминутках (пальчиковая гимнастика, игровых приемах, режимных моментах. Движения выполняются поочередно, сначала правой рукой затем левой рукой, до тех пор пока дети не запомнят части ложки.

Черпачок кручу, любя,

От себя и на себя.

Есть у ложки кончик, бок,

Ямка, горка, черенок….

Смотрит ложка ямкой вниз

И дрожит, как тонкий лист.

А теперь обняв, держу,

Пальчик в ямку положу.

Лодка ходит по воде –

Круг рисую я везде.

Снизу пальчик ставлю – что ж,

На кого теперь похож?.

Ай да, ложечка моя,

Дай тебя поглажу я!

(Ложку держим вертикально, поворачивая ямкой от себя и к себе)

(Одной рукой держим ложку, другой показываем кончик, бок, ямку, горку, черенок)

(Держим ложку горизонтально ямкой вниз двумя пальцами за кончик и покачиваем вверх-вниз)

(Захватываем ложку сверху кулачком, но большой палец в ямке)

(Имитируем движения лодки)

(Захватываем ложку сверху кулачком, большой палец снизу черпачка со стороны горки. Большой палец ходит вверх-вниз, имитируя рот)

(Держим ложку вертикально и гладим пальчиком указательным по черпачку)

После того как дети выучили и запомнили части ложки можно приступать ко 2 этапу: массаж и самомассаж лица. На начальном этапе логопед проводит массаж индивидуально с ребенком, для того чтобы познакомить с частями лица, движениями и направлениями ложкой на лице.

Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют. Стихотворение является ритмом, в котором должны совершаться движения, а также порядок этих движений, что не мало важно для детей с ОВЗ.

Лоб погладили мы нежно

И расслабили прилежно…

(круговые движения по середине лба)

Как погладить щеки нам,

Не сдвигая кожу там,

(круговые движения по щекам)

Растереть свои височки,

Надавив в последней точке…

Повернуть боками ложки,

Вытирать со щёчек крошки.

(краями ложек собирать «крошки»)

После складочки скребём –

(краями ложек «скребем» над верхней губой)

Нажимаем их потом.

(частое нажатие кончиками ложек по носогубным складкам)

Поскребём по губкам тоже –

Забывать о них негоже.

(скребущее движение по верхней и нижней губе кончиками ложек)

И нажмем концами ложек,

Как нажать их мог бы ёжик.

(частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ)

II.

Разомнем получше щёки,

Круг рисуя там глубокий

Там, где губок уголочки,

Крутим мелкие кружочки

Щёки можно посдвигать

Вверх и вниз, и вверх опять.

И у мышц жевательных

Покружить желательно.

И у подбородка

Круг рисуем чётко.

Гладим личико. Опять

Начинаем разминать.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Автор публикации:
Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками»
Опубликовано: 18 мая 2023 в 12:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД