Получи документы

Нейропсихологические основы понимания аутизма

Ирина Маглий
Нейропсихологические основы понимания аутизма

Профессор Ж. М. Глозман утверждает, что нейропсихологическая модель в принципе способна дать единое объяснение для широкого спектра поведенческих реакций и симптомов, которые кажутся вполне самостоятельными и никак не будут связаны между собой. Мозговые основы аутизма, по данным патоанатомии и КТ, трактуются как рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей, включая прерванное развитие дендритных окончаний в структуре лимбической системы снижение количества нейронов и увеличение числа патологических клеток в мозжечке, чрезмерное разрастание задних отделов коры и признаки диффузных нарушений взаимосвязей на уровне коры. Электрофизиологические исследования детей с аутизмом выявляют на ЭЭГ повышение бета-активности. Такие изменения обычно отмечаются в состоянии полудремы или сонливости. Описаны три нейропсихологические теории аутизма. 1. Регуляторная дисфункция - нарушение планирования, переработки информации в кратковременной памяти, переключения, подвижности мышления, способности решать нетипичные проблемные задачи, неизбирательность реакций. Обнаружено множество симптомов, общих для аутизма и лобных поражений, по данным Висконтинского теста сортировки картинок. И для выполнения данного теста, и для социального поведения необходимы интеграция и учет множества особенностей ситуации, избирательное внимание к значимым аспектам окружающей среды, сохранность возможностей индуктивной логики. Нарушения программирования и контроля при аномалиях развития могут возникать не только при патологии лобных долей, но и из-за слабости взаимодействия кортикальных и субкортикальных структур. У аутистов сохранна способность концептуализации, но нарушена способность к смене когнитивной стратегии. Отмечены также персеверации на уровне программы, т. е. системные персеверации. При аутизме, как известно основным симптомом искаженного развития является ослабление или отсутствие способности участвовать в социальной коммуникации - 1.4. Нейропсихологические основы понимания аутизма социальная дезадаптация. Она объясняется трудностями оперативной оценки и выбора подходящих реакций на постоянно меняющуюся информацию (ригидность когнитивных установок, а также неспособностью понимать переживания других (нарушения социальной перцепции). В отличие от детей с синдромом дефицита внимания, которые испытывают трудности оттормаживания неадекватной реакции, у аутистов трудности возникают только при переключении на новую программу. Элементарные персеверации коррелируют с повторяющимися поведенческими реакциями, а системные - с устойчивыми узконаправленными интересами. Кроме того отмечается снижение оперативной памяти. Поэтому аутичные дети плохо выполняют тест на реакцию выбора. Нарушена также способность использовать внутреннюю речь для регуляции собственной деятельности. При относительно хорошем владении грамматикой и лексикой дети неспособны к коммуникации. 2. Ослабление центрального связывания - проявляется в разрушении гештальтов, в фрагментарной стратегии переработки информации на уровне образов и смыслов. Следствием этого является фрагментарность интересов. Для детей с аутизмом характерна неодинаковая степень нарушения различных психических функций. Этот феномен получил в литературе название «островки выдающихся способностей». Отмечены, в частности, хорошие результаты у аутистов в тесте «кубики Коса», входящим в шкалу Векслера, по сравнению с другими субтестами батареи Векслера. Вероятно, это связано с возможностью выполнения данного теста с помощью стратегии расчленения на части, не прибегая к целостному, гештальтному восприятию. Характерно, что аутисты меньше подвержены иллюзиям в специальных тестах на зрительные иллюзии, чем здоровые дети того же возраста. Переработка информации происходит у аутистов независимо от более широкого контекста. Это подтверждается и тем фактом, что смысловая и категориальная организация материала не улучшает запоминание аутистов в отличие от умственно отсталых детей. 3. Лимбическая дисфункция (в области базального лба, медиального виска и гипокампа) - теорию подтверждают случаи аутизма у обезьян после удаления медиального виска, включая гипокамп и миндалину. Широко известна связь этих областей с эмоциональными и мнестическими функциями. Приверженцы этой теории 14 трактуют аутизм как дизонтогенетическую форму амнестического синдрома. У аутичных детей отмечается снижение способности к отсроченному воспроизведению, как и у взрослых больных с поражением гипокампа. Но скорее, в основе слабой памяти лежат трудности организации материала при запоминании, т. е. регуляторные трудности. Можно отметить, что эти теории не конкурируют, а взаимодополняют друг друга, следовательно рассматривать феномен аутизма необходимо учитывая не одну, а несколько точек зрения.

Публикация «Нейропсихологические основы понимания аутизма» размещена в разделах

Публикации по теме:

Мероприятие «Как ребята помогли сердце Каю вернуть», посвященное всемирному Дню аутизмаМероприятие «Как ребята помогли сердце Каю вернуть», посвященное всемирному Дню аутизма В рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля «#Люди как люди», приуроченного к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.

Фотоотчет об участии воспитанников в беседе о Всемирном дне распространения информации о проблеме аутизмаФотоотчет об участии воспитанников в беседе о Всемирном дне распространения информации о проблеме аутизма 2 апреля - день аутизма. Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако часто это состояние диагностируется на более поздних.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Мероприятие «Лечение и профилактика аутизма при помощи арттерапии»Мероприятие «Лечение и профилактика аутизма при помощи арттерапии» Аутизм - довольно распространённая в наше время психологическая дисфункция. Дословно - " Уход в себя". Развитие аутизма в раннем возрасте.

Нейропсихологические игрыНейропсихологические игры Нейропсихологические игры - это игры, направленные на развитие всех психических процессов мозга. В первую очередь - внимание. Оно должно.

Нейропсихологические игры и упражнения с использованием универсального трансформируемого подвижного игрового поляНейропсихологические игры и упражнения с использованием универсального трансформируемого подвижного игрового поля Нейропсихологические игры и упражнения с использованием Универсального Трансформируемого Подвижного Игрового Поля (УТПИП). Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические основы понимания аутизма
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 12:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические основы понимания аутизма» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маглий в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД