Папки-передвижки

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы)

Алеся Ермолаева
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы)

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)

(из опыта работы)

Публикация «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность.

Беседуя с детьми в преддверии 70-летия Великой Отечественной войны, я задала им вопрос, что такое музей. И столкнулась с проблемой. Дети мало знают, а многие и совсем не знают, что такое музей. Я пообщалась с родителями на эту тему, оказывается, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. Многие мамы и папы не увлекаются такого рода экскурсиями. В погоне за достойной жизнью родители забывают о том, что, помимо материальных ценностей, в детей нужно капля за каплей вкладывать и духовные. Их внутренний мир в дошкольном возрасте настолько богат и глубок, а ум пытлив, что если не обращать на него внимание сейчас, он зачерствеет и потом, уже будет сложно заинтересовать и привить им интерес к культурно-духовному познанию. «Это стол – он деревянный, за ним едят» - объясняют родители. Но вопросы кто его сделал, из какого дерева, какой путь он проделал прежде чем попасть в дом? - нет. А ведь они мучают юного почемучку. Но часто остаются без ответа, тем самым, гасится пламя любознательности и, как следствие понижается эрудированность малыша. А ведь именно построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Как работник дошкольного образования, человек, который несет ответственность не только за жизнь, здоровье и образованность детей, но и обогащение их духовных интересов, расширение кругозора – я нашла для себя удивительную образовательно-воспитательную деятельность – музейную педагогику. Это шикарная возможность формировать у детей ценностное отношение к действительности.

Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность. И если подобрать соответствующую возрасту ребенка экскурсию, то поход в музей, станет для него незабываемым путешествием. Поучительным путешествием - возможностью прикоснуться к чему-то святому, в музее всё особенное : и экспонаты, и обстановка. Не у каждого родителя есть возможность сходить с ребенком в музей. И это печально. Пусть в миниатюре, но я решила исправить эту несправедливость. Так сказать: все доступное (лучшее) детям! При разработке музея и НОД, я руководствуюсь принципом – поддержки детской инициативы.

Так, в 2015 году мы создали первый мини-музей посвященный «70-летию ВОВ», сопровождающийся музейной НОД «Георгиевская ленточка» и «Никто не забыт, ничто не забыто».

В этом году, были созданы:

- мини-музей «Народной росписи», сопровождающийся музейной НОД «В гости в Городец», «Сказочная гжель», «Веселая дымка»;

- мини-музей посвященный знакомству с динозаврами «Парк Юрского периода» сопровождающийся музейными НОД «Земля до начала времен», «Ледниковый период», «В поисках динозавров».

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать условия, соответствующие требованиям музейного дела в полном объеме. Но, можно создать «мини» музей – который отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспонатов, и определённую тематику.

«Мини музей» – это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:

- пополнить ппс.

- обогатить познавательный процесс новыми формами.

- формировать у воспитанников представление о музее.

- расширить их кругозор.

- развивать познавательные способности и познавательную деятельность.

- формировать исследовательские умения и навыки.

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.

- формировать активную жизненную позицию, с опорой на эмоционально-чувственную позицию детей.

Для активизации деятельности по музейному образованию и воспитанию, я использую такие формы работы как :

- НОД – имитация (путешествие, репортаж и т. п.)

- НОД – праздник

- НОД – работа с музейными предметами

- экскурсии-ярмарки

- викторины и т. д.

Очень любят дети такие интерактивные формы, как:

- «перевоплощение» экскурсовода: например, мастер и мастерица в русских народных костюмах, рассказывают о развитии народного промысла.

- игровая ситуация: например, при проведении экскурсии по теме «ВОВ» детям предлагалось стать партизанами отряда «За Родину».

- театрализация, которой можно завершить, каждую крупную тему.

- широко можно использовать различные световое, звуковое и музыкальное оформление.

Предлагаемые формы работы побуждают детей думать, переживать, анализировать - следовательно, идет формирование свободной, творческой, инициативной личности.

Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокому усвоению и запоминанию информации.

Для создания «мини музея», я обратилась за помощью к родителям воспитанников. Они охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении ппс, совместно с детьми создают различные макеты и музейные экспонаты, шьют костюмы, с помощью буклетов я рассказываю им, как создать музей в саду и даже дома.

Летом 2016 года, мы с детьми, запланировали создать «мини-музеи детской инсталляции».

Публикации по теме:

Музейная педагогика Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с.

Виртуальные экскурсии как средство речевого развития детей 5–7 лет (из опыта работы) «Виртуальные экскурсии – как средство речевого развития детей 5-7лет». Это одна из новых форм работы с детьми в речевом развитии, но начать.

Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского художественного творчества» Перспективное планирование по художественно – эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование). Сентябрь. 1. Цветные стихи.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Музейная педагогикаМузейная педагогика Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вызвало противоречивые чувства и реакции в среде.

Музейная педагогика как средство познавательно-речевого развития дошкольников Музейная педагогика как средство познавательно – речевого развития дошкольников Составила: воспитатель Аникина Анастасия Александровна.

Музейная педагогика в детском саду (опыт работы)Музейная педагогика в детском саду (опыт работы) История изготовления новогодних игрушек уходит своими корнями во времена царствования Николая I. Их выпекали из песочного теста, украшали,.

Народная педагогика как средство воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у дошкольников Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. ВидеоТанец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 25 августа 2016 в 19:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Ермолаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД