МААМ-картинки

Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей. Опыт работы (6 фото)

Барыбина Ольга Александровна
Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей. Опыт работы

ДОКЛАД МАСТЕР КЛАССА НА ТЕМУ «РУССКИЕ УЗОРЫ»

Подготовила:

воспитатель

Барыбина О. А

Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство. Это одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста.

Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей, Опыт работы» размещена в разделах

Занятия по декоративному рисованию я тесно связываю с ознакомлением с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали, как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Моя цель – донести до сознания моих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо постоянно обращаться к истокам русской народной культуры : фольклору, творчеству русских мастеров-умельцев.

Народно-декоративное прикладное искусство - одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста. Оно помогает формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств.

Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица - это символ счастья, радости, она олицетворяет собой душу наших предков. Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, видим их воплощение в посуде. Конь - это символ солнца, медведь - символ могущества, пробуждения природы, баран и корова олицетворяют собой плодородие, козёл - добрую силу, олень - изобилие.

Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом, что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии и точки между ними - землю и зёрна; точки, капли, косые линии - дождь; спирали - ход солнца по небу, космос; ромбы - плодородие; круги - солнце, дом; кресты - веру. Всё это я стараюсь донести до детей.

В нашей группе создана целая коллекция изделий народно-прикладного искусства. Это изделия гжельских, городецких, хохломских мастеров, дымковская игрушка, очень много матрёшек. Дымковская игрушка особенно полюбилась детям, я думаю, за её простоту и красочность. Ведь элементы росписи дымковской игрушки очень просты. Это полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. В каждой последующей группе я возвращаюсь к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (городецкая, хохломская, гжельская роспись).

По каждому виду росписи мною созданы подборки образцов. Моя задача - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиций.

Тщательно изучая материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, я уточняла методы и приёмы, используемые при росписи. Начала с организации развивающей среды. Изготовила практический материал: разработала дидактические игры : «Найди силуэту пару», «Дорисуй узор», «Найди пару», направленные на расширение и закрепление знаний о народных промыслах; разработала алгоритмы с элементами народных росписей; создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из картона); различный иллюстрированный материал; ЛЭПБУКИ;были ЧАСТИЧНО приобретены изделия декоративно-прикладного искусства.

Я учу детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей: точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняю, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре.

В процессе обучения для активизации детей, осмысленного усвоения задач я использую следующие методы и приё мы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народного искусства, что повышает интерес к занятию;

- связь рассматривания с последующими занятиями по художественной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке, лепке;

- сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;

- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;

- упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых и сложных элементов после рассматривания;

- показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;

- использование фланелеграфа для обучения расположению узора, поиска вариантов построения;

- называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);

- взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) в решении задач по декоративной деятельности;

- использование художественного слова в создании образа в рисовании, лепке, аппликации;

- сочетание музыки и изобразительной деятельности: создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;

- показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров);

- применение ИКТ (использование ноутбука и интерактивной доски).

Мы с детьми освоили изготовление дымковской игрушки из бросового материала. Ведь игрушки из глины тяжёлые и хрупкие, а игрушки из бросового материала очень лёгкие. Ими можно играть, не боясь, что они упадут и разобьются. Из пластиковых бутылок мы изготавливаем барышень, из контейнеров от киндер-сюрпризов - поросят, петушков, курочек, уточек, собачек. Дети очень радуются, видя результат своего труда.

Знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для наглядности хочу представить вам свой небольшой опыт по изготовлению дидактических игр «Народно-прикладное искусство в детском саду».

Лэпбук «Гжель». Пособие многофункциональное, весь материал находится по разделам:

- история, сказка или легенда о каждой росписи;

- элементы росписи, узоры, этапы рисования или лепки;

- наборы картинок посуды, сувениров, стихи, загадки;

- дидактические игры «Найди пару», «Собери картинку», «Лото», раскраски, «Пазлы»;

Игры лэпбука позволяют развивать познавательные процессы: воображение, память, мышление.

Также есть лэпбуки «Хохлома», «Городец», «Матрёшка». Папка «Дидактические игры». Здесь сборник дидактических игр, направленных на знакомство детей с росписями. Большую помощь оказывают в работе круги луллия. Также есть раскраски, пазлы, кубики с росписями, лото. Всё это мы используем в своей работе.

Особое ваше внимание я хочу обратить на книгу Жанны Андриевской «Чудеса народных промыслов России». Эта книга уникальна. Здесь в сказочной форме автор знакомит детей с видами росписей. Как появились, как выглядят они. В форме сказки они легче и лучше запоминают всё. Эта книга очень хорошая. И по возможности я советую вам её приобрести. Вы об этом не пожалеете.

В своей работе я практикую такой метод работы как алмазная мозаика. Алмазная мозаика – это относительно новый вид рукоделия, который нравится не только детям но и взрослым. Сам процесс очень схож с вышивкой крестиком, поэтому еще его называют алмазная вышивка. Только вместо ниток используются стразы. Это полотно с готовым изображением. Выкладывается стразами разного цвета.

И сегодня уважаемые гости я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и попробовать себя в этом новом виде творчества.

Перед вами находятся доски и тарелки в росписи гжель, хохлома, городец. Ваша задача сделать эти росписи ещё красивее, ещё ярче. А помогут вам в этом разноцветные стразы, которые лежат у вас на столе. Вы приклеите эти стразы там, где считаете нужным. Где по вашему мнению они должны быть. А что из этого получится мы увидим в конце занятия. Времени у вас 10-15 минут.

У вас получилось просто замечательно. И вы можете забрать эти росписи себе на память о нашем сегодняшнем мастер классе. Благодарю вас за внимание.

Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей. Опыт работы
ДОКЛАД МАСТЕР КЛАССА НА ТЕМУ РУССКИЕ УЗОРЫ Подготовила воспитатель Барыбина О А Меня всегда интересовало декоративно прикладное искусство Это одно из важных средств эстетического и художественного Воспитание детей Материалы для педагогов воспитания детей младшего и дошкольного возраста
Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей. Опыт работы
Опубликовано: 11 мая 2024 в 15:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Барыбина Ольга Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД