Папки-передвижки

Методика выявления исходного состояния связной речи у дошкольников общим недоразвитием речи

Коновалова Наталья
Методика выявления исходного состояния связной речи у дошкольников общим недоразвитием речи

Целью констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности связной речи у дошкольников с ОНР.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать методики, направленные на исследование связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

2. Провести экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности связной ре-чи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Проанализировать результаты эксперимента.

Публикация «Методика выявления исходного состояния связной речи у дошкольников общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Обследование проводилось в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. При правильных ответах мы поддерживали, одобряли ребенка, при неправильных – не исправляли, но в протоколах делали пометки. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике мы пользовались данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделили четыре уровня развития связной речи.

Использовались серии заданий, которые включали:

1 задание. Составление рассказа-описания по любимой игрушке.

Цель: выявить возможности детей с ОНР составлять самостоятельный рассказ-описание по игрушке.

Материал исследования: схема-таблица, с подсказкой о последовательности составления рассказа-описания.

Процедура и инструкция: воспитаннику предлагается составить рассказ-описание по схеме-таблице: «Как называется? Какого цвета, размера, формы? Какая на ощупь? Из чего сделана? Как играть с иг-рушкой?» (Приложение №1).

Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, ко-нец и выражено свое отношение к объекту;

3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;

2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;

1 балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.

2 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 картинки) (Приложение №2).

Цель: выявить возможности детей с ОНР составлять связный сюжетный рассказ по серии сюжетных картинок без предварительного анализа.

Материал исследования: серия сюжетных картинок «Щенок» (4 картинки) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.

Процедура и инструкция: Перед ребёнком выкладываются картинки и даётся инструкция «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».

Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последо-вательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помо-щью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

3 задание. Пересказ незнакомого текста («Дружные зайцы» по методике Л. Н. Ефименковой)

Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по струк-туре незнакомый литературный текст с опорою на сюжетную картинку.

Материал исследования: текст рассказа «Дружные зайцы»

«Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя.

— Вот что, братцы! — сказал старый заяц. — Нас много, а лисица одна. Давайте ее напугаем.

Спрятались зайцы в кустах и ждут, когда появится лиса. Видят зайцы, на опушке леса появилась ли-сица. Идет осторожно, вынюхивает. Тут как закричат зайцы хором: «Уходи отсюда!»

Испугалась лисица: «Ох! Конец мне пришел! Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой громкий!»

С тех пор лисица в этот лес не ходила».

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Процедура и инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно. Рассмот-ри картинку. Перескажи рассказ».

Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

4 задание. Пересказ русской народной сказки «Репка».

Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить знакомый, небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Материал исследования: текст знакомой детям русско-народной сказки «Репка».

Процедура и инструкция: «Послушай внимательно сказку и перескажи». Текст произведения читает-ся дважды.

Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

5 задание. Составление рассказа по сюжетной картинке («На прогулке» Смирнова И. А. Ло-гопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи Приложение №4).

Цель: выявить возможности детей с ОНР составлять связный сюжетный рассказ по сюжетной кар-тинке.

Материал исследования: сюжетная картинка «На прогулке».

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, кото-рый будет называться «На прогулке».

Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно отражает сюжет картинки и самостоятельно составляет рассказ, учиты-вает все смысловые звенья;

3 балла – ребенок правильно отражает сюжет картинки и самостоятельно составляет рассказ с незна-чительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок составляет рассказ с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

6 задание. Составление творческого рассказа по ранее увиденному.

Цель: выявить возможности детей с ОНР составлять творческий рассказ из личного опыта.

Процедура и инструкция: Логопед выясняет, видел ли ребенок, как строится дом, или был ли он в лесу, в зоопарке и т. д., и просит ребенка рассказать о том, что он видел (любой сюжет).

Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок придумывает самостоятельно рассказ или сказку с развернутым сюжетом или опи-санием;

3 балла – ребенок затрудняется выбрать самостоятельно тему, составляет рассказ на тему, предло-женную педагогом;

2 балла – ребенок придумывает рассказ с помощью взрослого;

1 балл – ребенок не может составить связное высказывание даже с опорой на вопросы педагога.

Таким образом, максимальное количество баллов за выполнение всех заданий - 24 балла. По результатам диагностики выделяется 4 уровня развития связной речи.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика выявления исходного состояния связной речи у дошкольников общим недоразвитием речи
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 23:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика выявления исходного состояния связной речи у дошкольников общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Коновалова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД