Папки-передвижки

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада

Хугаева Любовь Борисовна
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада

Методические рекомендации:

«Развивающая предметно-пространственная среда детского сада».

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это педагогически организованная пространство детского сада. (п. 3.2 примерной ООП ДО, которая функционирует как средство развития детей дошкольного возраста (п3.6,3 ФГОС ДО) и выступает условием их социализации (п2.4. ФГОС ДО).

В РППС входит :

• групповое пространство;

• межгрупповое пространство;

• территория детского сада.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада» размещена в разделах

Основные требования к РППС установлены в ФГОС ДО :

• насыщенность;

• трансформируемость;

• полифункционнальность;

• вариотивность;

• доступность и безопасность для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ (п. 3.3.4 ФГОС ДО0

Насыщенность среды : соответствие возрастных особенностей детей, содержанию реализуемой программы ДОУ, и способствует реализации всех видов детской деятельности : игровой, познавательной, творческой, Исследовательской, двигательной, коммуникативной.

Полифункционнальность предполагает :

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды : детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д

• наличие в группе полифункионнальных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности. В качестве предметов заместителей в детской игре.

Трансформируемость пространства подразумевает возможность изменения ППРС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся и6нтересов и возможности детей.

Вариотивность среды предполагает :

• наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т. д,а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную активность детей.

Доступность среды предполагает :

• открытость для всех воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОУ где осуществляется образовательных процесс;

• свободный доступ, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ (группу), к играм, игрушка, пособиям, материалам, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность ППРС подразумевает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Традиционно предусматривают зоны :

• игр и подвижной занятости;

• творчества;

• познавательного развития;

• уединения.

Зона игр и подвижной занятости необходима, чтобы удовлетворить потребность детей в движении, в активных играх, научить их безопасному поведению в ходе игр, сформировать первичные навыки контроля своих эмоции.

Зону творчества организуют, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью.

СОВЕТ : проектируйте зону творчества с учетом гендерного подхода.

Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения и т. д.

Для мальчиков – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей и т. д.

Зону познавательной активности организуют с применением игровых пособий, которые побуждают детей к освоению грамоты, начальных математических представлений, освоению правил безопасного поведения, например :

• алфавит;

• дорожные знаки;

• ноты;

развивающие игры;

• модели и макеты;

предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки;

• иллюстративные альбомы;

Зоны уединения организуют в свободной форме. Здесь главное – создать условия для того, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один.

СОВЕТ. Создайте в зоне уединения «Уголок настроения».

Заведите правило по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку, на установленное место, или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» - средство формирования у дошкольников первичных навыков рефликсии, а воспитателю он поможет контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить комфортность пребывания ребенка в детском саду.

Планируйте зоны таким образом, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу.

Для организации межгруппового пространства используют:

• стендовую наглядность;

• выставки;

Стендовую наглядность различают по назначению:

• информация для родителей;

• наглядность, которая попадает в зону внимания для воспитанников.

В информацию для родителей включают:

• ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;

• еженедельно обновляемая информация, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю.

Ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения, мероприятия, проведимые в течении дня.

В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников включают:

детские поделки и рисунки;

образовательно-развивающие плакаты, например по правила безопасного поведения.

СОВЕТ. Организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга.

Выставки могут быть временными и постоянно действующими.

Временные выставки посвящают:

• памятным датам, юбилеям, праздникам, например: выставка ко Дню осетинского языка и письменности, Дню Космонавтики;

• отдельным областям знаний, например, «Осетинские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы»;

• региональной тематике, например : «Животные и природа Северной Осетии», «Дикие животные наших лесов».

Постоянно действующие выставки организуют, как мини-музеи, панорамы, центры.

Пример постоянно действующей выставки

В детском саду организованна стационарная выставка мини-музей «Осетинское подворье». Выставка представляет собой макет хадзара с настоящими предметами старины : подворье, домашней утварью, очагом, предметами одежды и т. д.

В мини-музее педагоги рассказывают дошкольникам, как жили их предки, чем они занимались, во что одевались, что ели и пили, во что играли. Знакомят с обычаями и традициями осетинского народа, пословицами и поговорками, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Обязательный элемент «посиделок» проведение сюжетно-ролевой игры «В гостях к бабушки Нана».

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада «Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Оформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная средаОформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда Приглашаю вас в гости в нашу группу! Давно хотела выложить фотографии нашей группы, но всё откладывала то одно не доделала, то другое.

Оформление детского сада. Предметно-пространственная развивающая среда группыОформление детского сада. Предметно-пространственная развивающая среда группы Не секрет, что все, что окружает ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому так важно создать условия, которые.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского садаПредметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада Детский сад "Филиппок", в котором я работаю более 20 лет, имеет славную более чем полувековую историю, а менее двух лет назад мы открылись.

Предметно-пространственная среда в первой младшей группе детского садаПредметно-пространственная среда в первой младшей группе детского сада Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского садаПредметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского сада «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Предметно-развивающая среда в старших группах детского садаПредметно-развивающая среда в старших группах детского сада Воспитатель Щепкина Т. В Предметно-развивающая среда в д/саду. Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических,.

Развивающая предметно-пространственная среда на участке детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда на участке детского сада В нашей дошкольной образовательной организации каждый педагог старается сделать все возможное, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада
Опубликовано: 13 октября 2021 в 13:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Хугаева Любовь Борисовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД