Лучший педагог года

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Оксана Марченко
Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23 городского округа-город Камышин

Методические рекомендации

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Информационная карта проекта

Наименование проекта Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Основания для разработки проекта

Конвенция о правах ребёнка;

Публикация «Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах

Конституция РФ статья 43;

Семейный кодекс РФ;

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

Программа развития МБДОУ Дс № 23

Устав БДОУ Дс № 23

Заказчик проекта МБДОУ Дс № 23 городского округа –город Камышин

родители (законные представители)

Тип проекта Исследовательский, практико - ориентированный.

Авторы проекта Заведующий Малявина Ирина Олеговна; старший воспитатель Марченко Оксана Фёдоровна

Участники проекта Педагоги, воспитанники, родители

Направления проекта • Совместная деятельность с детьми.

• Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ

• Взаимодействие с родителями.

Введение

«Не забывай

Кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край,

И как на землю падали солдаты,

Убитыми…

Живой, не забывай!»

М. Михайлов.

Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»

К сожалению, реальная ситуация сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Все чаще и чаще находятся «умники», которые пытаются перекроить страницы грозных лет и уничтожить в сердцах людей память о подвиге наших дедов и отцов, которые ценою своих жизней отстояли для будущих потомков мирное небо над головой!

Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны. Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы не прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.

В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной было использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения.

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.

В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации.

Цель проекта: Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи проекта:

Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.

Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.

Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Основные направления деятельности

• Поисковая, научно-исследовательская работа :

• Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественной войны, история освобождения населенных пунктов России (города-Герои)

Работа с музейным фондом

Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной войны; Формирование фондов копий.

• Экскурсионно- просветительская работа

• Проведение занятий в музее, проведение тематических занятий мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, бойцов, солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и. т. д.

• Развитие сетевого взаимодействия

• Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными организациями.

• Организационная работа

• Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление экспозиций музея, досуговая деятельность.

Принципы и подходы с учетом ФГОС ДО

Проект строится на основании следующих принципов в соответствие с ФГОС дошкольного образования:

• уважение личности ребенка;

• реализация Проекта в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

При реализации проекта используется комплекс взаимодополняющих методов:

Теоретические: анализ психолого–педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.

Информационные : информационные стенды, памятки, собрания, беседы, информация на сайте.

Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

Ожидаемые результаты:

У детей будут сформированы представления :

• о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

• интерес к военно-патриотической музыке;

• чувство единения и гордости за старшее поколение;

• изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.

• совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;

Средства патриотического воспитания :

Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн;

Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп

Музейные уроки (на базе музея);

Экскурсионная деятельность;

Познавательные занятия в старших группах;

Диспуты, круглые столы с детьми и родителями

Оформление тематических выставок;

Проведение викторин

Этапы реализации проекта:

I этап – Информационно – накопительный :

Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).

Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.

Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта.

Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.

Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.

Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

II этап – Аналитический :

После того, как были определены тема и цель проекта, мною подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами и родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.

№ Содержание 2018-2019 2019-2020 2020-2021

1. Работа с музейным фондом

Инвентаризация имеющихся музейных предметов

+

+

+

Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами + + +

Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного фонда) + +

Создание нормативно-правовых актов и документации по деятельности музея (программа, положение) + + +

2. Поисковая, научно-исследовательская работа

Документы военных лет

+

+

+

Боевые трофеи + + +

Обмундирование + + +

Награды + + +

Переписка + +

Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ года. + +

Выпуск сборника детских стихов о ВОВ +

Выпуск сборника сценариев, посвященных Дню Победы + +

Подготовка поделок военной техники, оружия и т. п + + +

3. Экскурсионно- просветительская

Организация экскурсий в музей воспитанников по графику + + +

Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг» + + +

4 Развитие сетевого взаимодействия

Сотрудничество с МБОУ ССШ № 7, патриотическим клубом «Сталинград» на договорной основе + + +

Организация работы с семьями воспитанников

Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Действующие формы работы с детьми и родителями:

1. Целевые прогулки в Парк Победы в сочетании с работой в Музее боевой Славы детского сада. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.

4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях («Курская дуга», «Битва под Сталинградом»).

5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

6. Встречи с ветеранами труда, представителями Казачества, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»

7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов.

8. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей групп старшего дошкольного возраста (значки, открытки и т. д.) для использования в беседах с детьми.

9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина-место, где я родился», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой»

10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.

11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.

12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).

13. Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников. Наш детский сад - открытое образовательное пространство, координируя систему работы по данному направлению, ДОУ создает условия для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс :

Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка», «Человек начинается с детства».

• Психолого-педагогическое консультирование родителей

Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами

экспозиций музея Боевой Славы МБДОУ Дс № 23

Экспозиция памятника «Воину освободителю»

Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему «Памятники ВОВ»

Экспозиция – стенд «Сражения войны»

коллекция значков по военной тематике,

подборка детской литературы.

Тематические занятия, чтение е детской

художественной литературы

Экспозиция – галерея Славы «Портреты ветеранов ВОВ» родные и близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения

Экспозиция – стенд «Сражения войны»

Оригинал письма с фронта

Портреты ветеранов, участников ВОВ

Демонстрационный материал «Награды войны»

Экспозиция – панорама военного сражения,

выставка игрушек «Военная техника»

Семейные реликвии.

Боевые награды, подлинные фотографии военных лет, наградные документы.

Основной фонд музея – 1 (письмо с фронта) \ 98 экспонатов (временная экспозиция, боевые награды)

Научно-вспомогательный фонд : 150

В музее оформлены :

- галерея портретов

«Наши ветераны»

- памятные даты ВОВ

- стенды сражения войны

- города Герои

- баннер «Панорама сражения»

- объемное изображение памятника «Воину-освободителю»

- демонстрационные картинки и беседы (дети-герои, города герои, оружие войны, награды войны, сражения войны)

Важная особенность организации Музея— возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами. Создавая Музей боевой Славы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.

План работы музея на 2018-2019 учебный год

Месяц мероприятие Ответственный за проведение

ноябрь - Фотовыставка «Архив семьи» Тематические беседы «Семейные реликвии»

- Обзорная экскурсия в музей (дети от 4 до 5лет) Старший воспитатель

Марченко О. Ф

Воспитатель

Власенко Т. А.

декабрь - Пополнение мини-музея экспонатами, символикой и атрибутами;

- тематическое занятие с воспитанниками 6-7 лет «Города герои» Старший воспитатель

Марченко О. Ф

Совместная работа с воспитателями старших групп

январь - создание летописи «От первого лица» истории о жизни простого народа в военные и послевоенные годы.

-Экскурсии для воспитанников 4-5 лет в музей боевой славы «Вечер песен советских композиторов «О войне» Старший воспитатель

Марченко О. Ф

Совместная работа с активом музея

февраль -Выставка армейских фотоальбомов пап детей

-Выставка поделок «Оружие войны» (конкурс для воспитанников и их родителей)

-Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Оружие войны» Воспитатель

Ефимова С. С.

Совместная работа с воспитателями старших групп

март -Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Дети - герои» Воспитатель

Ефимова С. С.

.

апрель - Фотоконкурс для дошкольников и их родителей «Стараемся быть похожими на вас»

- Создание стенда «Бессмертный полк»

-Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Сражения войны» Старший воспитатель

Марченко О. Ф

Совместная работа с воспитателями старших групп

май - Конкурс чтецов ( тематика: о героизме)

- Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы «Награды войны» Муз. руководитель Глушкова Т. Г.

Совместная работа с активом музея

Заключение

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.

Список литературы

1. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М. : АРКТИ.

2 Дудникова С. А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я.

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ «Сфера»

4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы : Патриотическое воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез

5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – М. :АРКТИ,

6. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением.

8. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А. А. Остапца и др.

9. Усачёва Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.

10. Цветкова И. М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1.

Публикации по теме:

Мини-музей Боевой славы детского садаМини-музей Боевой славы детского сада Одной из наиболее важных задач, решаемых современными образовательными учреждениями на сегодняшний день, является нравственно-патриотическое.

Фотоотчет «Экскурсия в музей боевой славы»Фотоотчет «Экскурсия в музей боевой славы» Международный день музеев празднуется во всем мире с 1977 года. С каждым годом событие становится все более и более популярным. Самые известные.

Конспект НОД «Экскурсия в музей боевой славы» для детей средней группы Цель: формировать нравственно-патриотические нормы, развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым.

Мини-музей Боевой славыМини-музей Боевой славы Рассказ детям о Великой Отечественной войне Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме, в группе совместно с родителями и детьми.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по гражданско-патриотическому воспитаниюМузей боевой славы как инновационная форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию МБДОУ ДС №210 Ульяновск. Цель: Использование музея в образовательной и воспитательной деятельности, по формированию нравственной,.

Музей боевой славы в старшей группеМузей боевой славы в старшей группе «Лучики» Всё дальше уходит от нас дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми страхами и надеждами. Как рассказать.

Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников» Уважаемое члены жюри, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт по теме: «Мини - музей как инновационная форма.

Фотоотчет «Экскурсия старших дошкольников в музей Боевой славы»Фотоотчет «Экскурсия старших дошкольников в музей Боевой славы» Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами. Как рассказать.

Фотоотчет «Экскурсия в музей боевой славы»Фотоотчет «Экскурсия в музей боевой славы» В преддверии праздника Дня Победы дети нашей группы были приглашены в Музей Боевой Славы школы №22 города Нижневартовска. В музее нас приветливо.

Фотоотчет «Экскурсия в музей Боевой Славы»Фотоотчет «Экскурсия в музей Боевой Славы» Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 16:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Марченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД