Папки-передвижки

Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов

Таисия Кашникова
Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов

Введение

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Публикация «Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов» размещена в разделах

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны и не выразительны, лексический запас слов мал. Поэтому стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования

Язык и речь традиционно рассматривались в философии, психологии и педагогике как «Центр», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Многие воспитатели бояться словосочетания - инновационные методы.

Цель этого доклада: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование инновационных методов.

Задачи:

- Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Существует большое количество инновационных методов. Рассмотрим некоторые из них:

1. Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию слов по родам. Также процесс игры способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и будет для Вашего ребенка увлекательным, интересным и познавательным.

Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Задачи:

• Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.

• Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.

• Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.

2. Мнемотаблицы

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для :

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим  детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.

3. ТРИЗ

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

• активизации познавательной деятельности детей;

• созданию мотивационных установок на проявление творчества;

• созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

• повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

4. Дидактическая игра «Предлоги».

ЦельУчить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т. д. ; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.  

Материал поможет понять значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около и т. д. Научит дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи. А так же составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.

5. Лепбук

Лэпбук позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Лэпбук позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Использование лэпбука, как нетрадиционного приема коррекции звукопроизношения и словаря позволяет: уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования. Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.

6. Дыхательная гимнастика.

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности.  Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

Следует напомнить, что при постановке правильного  дыхания существуют общие правила выполнения упражнений:

-заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.

-одежда не должна сковывать движения.

-не заниматься сразу после приема пищи.

-при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.

-сопроводительный текст произносит взрослый.

Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:

-воздух набирать через нос.

-плечи не поднимать.

-выдох должен быть длинным и плавным.

-щеки не надувать.

-дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова.

Презентацию можно посмотреть по ссылке: https://yadi.sk/i/xPgavKAXgfoQ3g

Публикации по теме:

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках»Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках» Материал будет полезен воспитателям с целью организации ООД по развитию речи с детьми второй младшей группы. Цель: развитие устной речи.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические указания к картине по развитию речи «Играем с песком» с детьми младшего дошкольного возрстаМетодические указания к картине по развитию речи «Играем с песком» с детьми младшего дошкольного возрста Направление: речевое развитие. Тема: Рассматривание картины «Играем с песком». Целевые ориентиры: Стремится к общению со взрослыми и сверстниками,.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 22:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Кашникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД