МААМ-картинки

Методические рекомендации «Песочная терапия как метод коррекции поведения детей младшего дошкольного возраста»

Знаменская Ксения Владимировна
Методические рекомендации «Песочная терапия как метод коррекции поведения детей младшего дошкольного возраста»

«Песочная терапия, как метод коррекции поведения детей

в младшем дошкольном возрасте».

Пояснительная записка.

Константин Дмитриевич Ушинский:

«Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка

Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Публикация «Методические рекомендации „Песочная терапия как метод коррекции поведения детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально- волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н. Ф. Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С. Ю. Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А. В. Валиева, «Чудеса на песке» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие.

Используя интерактивную песочницу можно выстраивать в комплексе различные программы и методики.

Новизна определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности.

Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность.

• В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции.

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Актуальность использования песочной терапии предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, что является самым главным в период адаптации детей.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, самым доступным и естественным способом развития и коррекции ребёнка.

Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. Поэтому, проводить занятия в песочнице можно уже с младшего дошкольного возраста и раньше.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница

становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие, важные для адаптационного периода задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Песочная терапия как метод психологической помощи детям основывается на естественном интересе детей к играм с песком. Песочная терапия для

детей помогает решать многие затруднения, возникающие у малышей, обладает мягким терапевтическим эффектом, гармонизирует состояние и настроение ребенка. Именно, поэтому, данный метод успешно применяется в современных ДОУ.

Методические рекомендации.

1. Количество детей на таких занятиях должно быть от 1 до 5 человек.

2. Структура таких занятий будет похожа на структуру традиционного

коррекционно-развивающего занятия :

- Ритуал приветствия.

- Создание психологического настроя на работу. Игры на снятие психо-эмоционального напряжения. Вводные упражнения - разминки. Игры на сплочение группы.

- Введение в тему занятия. Упражнения, задания, игры по теме занятия.

- Рефлексия. Обсуждение полученного опыта, знаний, возможностей их применения в реальной жизни.

- Релаксация. Можно использовать небольшие релаксационные упражнения, визуализации под музыку для релаксации, психо-гимнастические упражнения и этюды.

- Ритуал прощания.

3. По подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:

- Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новый ребёнок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

-При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

- Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

- Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

- Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

4. На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

5. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться, но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

6. Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника — песочную фею или же доброго волшебника.

Правила игры в песочнице для малышей (чем младше дети, тем короче правила).

«Песочная фея загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

- Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей - нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

- Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

Песочница – это ограниченное пространство, в котором малыш – правитель, создатель, он главный, и только он принимает решение. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

Литература :

1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

3. Валиева, А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников / А. Р. Валиева // Психолог в детском саду : ежеквартальный научно-практический журнал /Ред. В. Г. Колесников, А. Г. Лидерс. – 2006. – №3 июль-сентябрь 2006. – с. 30-37.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

7. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. -СПб. : «Валери СПД», 2002.

Приложение.

Тематический план работы с песком с детьми младшего

дошкольного возраста.

Сентябрь

1 неделя «Знакомство со свойствами песка»

2 неделя «Знакомство со свойствами песка»

3 неделя «Копаем – насыпаем»

4 неделя «Пересыпаем»

Октябрь

1 неделя «Мышки в норках»

2 неделя «Перелетные птицы»

3 неделя «Домики для животных»

4 неделя «Посуда. Копаем – насыпаем»

Ноябрь

1 неделя «Цветные заборчики»

2 неделя «Мой дом. Угадай, чьи следы»

3 неделя «Я и моя семья…»

4 неделя «Мама милая моя»

5 неделя «Домашние животные»

1 неделя «Зимняя сказка

Декабрь

2 неделя «Угощения для животных»

3 неделя «Зимние забавы»

4 неделя «Новогодние украшения»

Январь

3 неделя «Секретики»

4 неделя «Животные холодных и жарких стран»

Февраль

1 неделя «Снег идет»

2 неделя «Я пеку, пеку, пеку…»

3 неделя «Мы едем, едем, едем.»

4 неделя «23 февраля»

5 неделя «Поварята»

Март

1 неделя «Подарок маме»

2 неделя «Признаки весны»

3 неделя «Вода во круг нас. Кто живет в воде?»

4 неделя «Приключение на морском дне»

Апрель

1 неделя «Отпечатки наших рук- птица»

2 неделя «Космос»

3 неделя «Угощения друзьям»

4 неделя «Что спряталось в песке?»

Май

1 неделя «Народная игрушка»

2 неделя «Праздничный салют»

3 неделя «Цветочная поляна»

4 неделя «Рисуем узоры»

5 неделя «Рисуем песком»

Публикации по теме:

Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста»Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста» Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Методические рекомендации обучению катания детей дошкольного возраста на велосипеде».

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Методические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возраста Методические рекомендации при разучивании песни "Цыплята" с детьми младшего дошкольного возраста. Впереди весна, а значит в песенном репертуаре.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Песочная терапия как метод коррекции поведения детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 мая 2023 в 20:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Песочная терапия как метод коррекции поведения детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Знаменская Ксения Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД