Получи документы

Материалы для обследования детей с дизартрией

Елизавета Григорьева
Материалы для обследования детей с дизартрией

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ.

1. Сбор анамнестических данных

Сбор анамнестических данных ведётся со слов родных ребенка.

Изучение анамнестических данных предполагает сбор сведений и выявление, как проявляется крик, глотание, сосание, безусловные врожденные (поисковый, сосательный, ладонно-ротоголовной, хоботковый) рефлексы, как ребенок жует и глотает жидкую и твердую пищу.

Для этого необходимо расспросить родителей о раннем периоде развития ребёнка и отметить часто ли ребенок поперхивался. Отметить слабость крика или его отсутствие.

В речевой карте отмечается:

Публикация «Материалы для обследования детей с дизартрией» размещена в разделах

- характер крика: звонкий, глухой, слабый, сильный, продолжительный, хриплый, сиплый, быстро истощающийся, всхлипывание, афония;

- захват соска: слабый, сильный, невозможность захвата;

- сосание: активное, продолжительное, вялое, слабое, невозможность сосания;

- глотание: вытекание жидкости из носа, свободное, захлебывание, поперхивание;

- дыхание: учащенное, аритмичное, нормальное;

- наличие асимметрии лица (данные обследования невропатолога);

- врожденные безусловные рефлексы (данные обследования невропатолога);

- тонус мышц (данные обследования невропатолога);

- гуление: нормальное, однообразное, сроки появления.

Из беседы с родственниками ребёнка выясняется характеристика раннего этапа развития ребё нка: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, связаны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движений языка, например, облизывает ли губы, привычное положение языка, высовывает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Охарактеризовать особенности голоса и дыхания.

В анкету для беседы с родителями включены вопросы о протекании беременности матери (токсикоз первой, второй половины беременности; болезнях матери в период беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течении родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнениях в родах (патология); наличии или отсутствии инфекционных заболеваний у ребенка; находился ли ребенок на диспансерном учете у невропатолога, назначении ребенку лечения, массажа и других процедур невропатологом; в каком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую). Полученные сведения анализируются и заносятся в речевую карту.

Также отмечается, когда появились первые слова; была ли понятна речь ребенка окружающим; занимался ли ребенок с логопедом, посещал ли логопедическую группу.

Приведем анамнестические данные, которые можно принять за норму:

Наследственность не отягощена, беременность первая или следует не ранее, чем через год после предыдущей. Нормальное протекание беременности при отсутствии заболеваний и стрессовых ситуаций. Родовая деятельность наступила своевременно и без осложнений. Закричал ребенок сразу. Рост и вес соответствовали норме. Постнатальное, раннее психомоторное и речевое развитие нормальное. Грудное вскармливание, отсутствие соматических, инфекционных заболеваний, заболеваний нервной системы, ушибов, травм головного мозга.

Анамнез, отягощенный незначительно:

Беременность наступила раньше, чем через год после предыдущей. Легкий токсикоз во время беременности. Первый крик ребенка после похлопывания. Протекание соматических и инфекционных заболеваний без осложнений в ранний период развития, смешанное вскармливание.

Анамнез, отягощенный значительно:

Отягощенная наследственность (наличие нервно-психических заболеваний у родителей, хронических заболеваний у матери). Осложненное течение беременности (токсикозы в первой и во второй половине беременности, угроза выкидыша, соматические и инфекционные заболевания, физические и психические травмы во время беременности, контакты с больными домашними животными). Преждевременные роды, патология в родах (слабая родовая деятельность, стремительные, затяжные, обезвоженные роды, родовспоможение). Резус-конфликт. Асфиксия (белая, синяя). Отклонения в показателях веса и роста у новорожденного. Отклонения в раннем постнатальном развитии (слабый сосательный рефлекс, обильные срыгивания во время кормления, поперхивания). Искусственное вскармливание. Задержка психомоторного и речевого развития. Тяжелые частые соматические и инфекционные заболевания, ушибы, травмы головного мозга, судорожная готовность, заболевания нервной системы.

2. Обследование состояния артикуляционного аппарата

Обследование проводится в соответствии с имеющейся в логопедии методикой. Проверяются все отделы артикуляторного аппарата. Отмечаются особенности в строении губ, зубов, языка, прикуса, твердого и мягкого нёба. Оценка состояния артикуляторного аппарата: «хороший», если изменений не наблюдалось, «удовлетворительный» если отмечены негрубые отклонения в строении, «неудовлетворительный», если установлены значительные или грубые отклонена в строении.

Окошко

широко открыть рот - "жарко"

закрыть рот - "холодно"

Чистим зубки

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны

"почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

улыбнуться

пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

улыбнуться

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Киска

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Лошадка

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

губы в улыбке

открыть рот

с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы. "

Качели

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы

Часики

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

улыбнуться

приоткрыть рот

положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

улыбнуться

открыть рот

широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Загнать мяч в ворота

"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Парашютик

на кончик носа положить ватку

широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

3. Обследование состояния мимической мускулатуры.

Исследование состояния мимической мускулатуры включает:

Наблюдение за мимической мускулатурой ребенка в спокойном состоянии (покое). Отмечается:

1. Выраженность носогубных складок и их симметричность.

2. Характер линии губ.

3. Плотность смыкания губ («Трубочка», «Заборчик плотный»).

4. Есть ли гиперкинезы мимической мускулатуры.

5. Умение держать рот закрытым («Домик»).

6. Умение закрывать глаза (оба и поочередно каждый).

7. Нахмурить брови (отмечать наличие синкинезий).

Исследование объема и качества движений мышц лба, глаз и щёк

1. Исследование объема и качества движений мышц лба:

• поднять брови, нахмурить брови, наморщить лоб.

2. Исследование объема и качества движений глаз:

• плотно сомкнуть веки, легко сомкнуть веки, подмигнуть, закрыть левый глаз, затем правый глаз.

3. Исследование объема и качества движения мышц щек:

• надуть левую щеку, удержать позу в течение трёх секунд;

• надуть правую щеку, удержать в течение трёх секунд;

• надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение трёх секунд;

• надуть щеки, перегонять воздух из одной в другую;

• втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удержать (счет от 1 до 5).

Отмечается:

- объем движений (объем движения нарушен - искажена серия движений или опущены движения; полный - выполнены все движения; неполный - выполнена часть движений);

- точность выполнения (нарушена - поиск артикуляции или дополнительные движения; сохранна - все движения выполнены в заданной последовательности);

- тонус (нарушен - движения или часть движений выполнена вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц; сохранен - движения выполнены с необходимой силой и напряжением);

- темп движений (замедленный - между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 секунды; нормальный - одно движение выполняется за другим без пауз; ускоренный - движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а ребёнок уже начинает выполнять последующее движение);

- синкинезии (есть - при выполнении упражнения появляются дополнительные движения, как в артикуляторных, так и в мимических мышцах; нет).

Обследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз (выразить мимикой лица испуг, грусть, удивление, радость, сделать серьезное лицо).

Обследование символического праксиса (проводится по образцу, а затем по речевой инструкции) : имитация свиста, поцелуй, улыбочка, оскал, цоканье.

4. Обследование состояния общей моторики.

Обследование двигательных функций у ребенка проводится при различных нагрузках и многократном повторении.

Для обследования общей моторики ребё нку предлагается выполнить следующие задания:

• прыжки на одной ноге; поочередно то на правой, то на левой ноге; прыжки на месте и с продвижением вперед; прыжки через скакалку.

• обуться, одеться, раздеться;

• пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, встать на носки, присесть;

• руки вверх, вперед, вниз, назад (по показу и по словесной инструкции).

Отмечаются гиперкинезы, особенности ориентации в пространстве, особенности естественных движений (бег, ходьба, прыжки).

Также важно отметить:

- объем движений (неполный, полный);

- точность выполнения заданий (неполная, полная);

- самостоятельность (выполнение с помощью логопеда, неполная, полная);

- координация движений (неправильная, правильная, отсутствует);

- чувство равновесия (отсутствует, имеется);

- осанка (неправильная, правильная).

Указывается наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: скованность, моторная напряженность, расторможенность, повышенная двигательная активность.

Для обследования мелкой моторики пальцев рук применяются следующие пробы:

• сжимание пальцев в кулак и их разжимание (6-8 раз под счет логопеда);

• кончиком большого пальца поочередно коснуться всех пальцев правой и левой руки;

• указательным и средним пальцем «пробежать» по поверхности стола;

• вытянуть указательный палец и мизинец правой и левой руки;

• поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы;

• собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины.

Отмечается точность, плавность, скованность, напряженность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда, наличие леворукости, невыполнение проб.

5. Обследование произвольной моторики пальцев рук.

1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет от 1 до 15;

б) аналогично выполнять левой рукой;

в) выполнить эту позу на обеих руках одновременно;

г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет (1-15) на правой руке, затем на левой и на обеих руках одновременно;

д) выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет (1-15) в той же последовательности;

е) показывать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть – поза «зайчик», удержать под счет (1-15); выполнение осуществляется в той же последовательности;

ж) второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак, удержать позу под счет 1-15 на правой, левой и обеих руках;

з) сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удерживать под счет (1-15) в той последовательности;

и) положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет (1-5) в той же последовательности.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8) раз на правой руке, левой, обеих руках;

б) держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8) раз на правой, левой, обеих руках;

в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8) раз в той же последовательности;

г) попеременно соединить все пальцы в руки с большим пальцем (первым, начиная со второго пальца правой руки, затем левой, обеих рук одновременно;

д) менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз);

е) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз)

Отмечаются: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); нарушение переключения от одного движения к другому; наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

6. Обследование звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи.

Обследование звукопроизношения проводится по общепринятой методике. Отмечается произношение звуков, плавность перехода от одного согласного к другому.

При обследовании указываются нарушенные звуки, характер их нарушения (замена, искажение, смешение, отсутствие). Обследование звуков должно проводиться при различных фонетических условиях: изолированно; в слогах - прямых, обратных, в слогах со стечением согласных; в словах ( в различных позициях: начале, в середине, в конце слова); во фразовой речи; в самостоятельной речи.

Обследование изолированного произнесения звуков идё т в следующей последовательности: обследование гласных звуков, затем согласных (губных, губно-зубных, задненебных, передненебных взрывных, шипящих, свистящих, аффрикат, сонорных).

Далее проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Для этого необходимо применять задания, которые состоят из многократного повторения одного звука, при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях "стертой" дизартрии.

Обследование слоговой структуры слова идёт через рассматривание и называние картинок.

Обследование лексико – грамматического строя речи осуществляется при помощи игр и упражнений.

Лексический материал для обследования лексико-грамматического строя речи должен отвечать следующим требованиям:

- насыщение лексического материала заданным звуком;

- разнообразие лексического материала;

- включение в лексический материал слов с оппозиционными звуками;

- включение в лексический материал слов сложной звуконаполняемости и слоговой структуры.

Одним из главных требований к лексическому материалу является понимание ребенком значения слова, предлагаемого для воспроизведения.

Обследование проводится в отражённой форме и в самостоятельном воспроизведении лексического материала. В качестве лексического материала могут выступать предметные и сюжетные картинки, слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, включающие обследуемые звуки.

7. Обследование просодической стороны речи.

Обследование просодической стороны речи включает обследование :

- темпа речи (нормальный, медленный, быстрый);

- ритма (аритмия, нормальный ритм);

-сохранности пауз в потоке речи (скандированность речи, деление слов на слоги);

- силы голоса (немодулированный, громкий, слабый);

- высоты голоса (низкий, высокий);

- тембра голоса (гнусавый, сиплый, хриплый, нормальный);

- внятности речи (смазанность, отчетливость).

Для обследования просодической стороны речи можно использовать следующие задания: предложить ребёнку пересказать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию рассказать наизусть одно из стихотворений.

Оценивается уровень сформированности и особенности речевого дыхания: верхнее дыхание, нормальное, прерывистое, шумное, слабый ускоренный выдох; произнесение на выдохе только изолированного слова, фразы, состоящей из двух слов, многословной фразы.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Упражнение "Моя семья"

Оборудование: два набора вязаных напальчников с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына, дочки.

Содержание: взрослый надевает себе на палец вязаный напальчник и говорит: "Вот папа. Здравствуй, Миша. Я - папа" и т. д. После того, как напальчники будут надеты, взрослый предлагает ребенку показать и назвать по очереди всех членов семьи. Игра проводится несколько раз.

Упражнение "Кто в домике живет?"

Оборудование: игрушечные домики, игрушки: мышка, лягушата, петушок.

Содержание: взрослый показывает домики, рассказывает, что в каждом живет зверушка: "В этом домике живет лягушка, она квакает - ква-ква; в этом домике живет мышка, она пищит - пи-пи;, в этом домике живет петушок, он кричит - ку-ка-ре-ку". Затем взрослый предлагает ребенку постучаться в домик и спросить, кто живет в домике: "Кто там живет?" Взрослый говорит: "Там лягушка живет, она квакает", предлагает ребенку повторить - ква-ква и т. д.

В конце игры взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.

Упражнение "Дай игрушку"

Оборудование: игрушки - юла, пирамидка, заводная обезьянка.

Содержание: взрослый показывает игрушки по очереди и обыгрывает их. Например: "Вот, юла, она крутится, гудит и сверкает. Хочешь с ней поиграть? Попроси у меня: "Дай юлу!". Затем обыгрываются другие игрушки, и активизируется речь ребенка.

8. Обследование фонематического восприятия

Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений применяются традиционные методики.

Обследование фонематического восприятия начинается только после того, как будет проведено тщательное исследование физического слуха врачом - отоларингологом, это обусловлено тем, что у детей – дизартриков часто отмечается нарушение слуховой функции.

Для обследования фонематического восприятия ребё нку предъявляется ряд проб:

• узнавание и дифференциация неречевых звуков;

• различение высоты, силы голоса на материале звукоподражаний и слов, произносимых логопедом;

• узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по звуковому составу;

• дифференциация фонем, слогов;

• навыки фонематического анализа и синтеза.

В заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов со звуками надо:

- поднять руку, если услышишь нужный звук (называется звук в ряду изолированных звуков, слогов, слов);

- повторить слоги, слова (та-да, та-да-та, том-дом, ка-га, ка-га-ка, да-та, да-та-да, бала-пала, зайка-сайка);

-показать названную картинку, назвать ее (мышка-мишка, мишка-миска, трава-дрова, катушка-кадушка, уточка-удочка, крыша-крыса, коза-коса, малина-Марина, Юра-юла).

Обследование проводится по инструкциям:

- выделить начальный гласный звук в слове (Аня, Оля, утро);

- выделить звук на фоне слов ( звук м в словах: мак, морковка, голова, лампа, диван, дом, доска, комната);

- подобрать картинки с названиями предметов на звук с (стол, шкаф, сапоги, туфли, самолет);

- определить местоположение звука в слове ( м в словах: моряк, дом, самолет); произнести слова сложного звукового состава и со стечением согласных: картина, машина, динамика, снеговик, телевизор, сковорода, аквариум, водопроводчик, лекарство, милиционер, сквозняк, простокваша, парикмахерская и предложения:

Ребята слепили снеговика. В аквариуме плавают рыбки. Милиционер ездит на мотоцикле. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Оценка состояния фонематического восприятия и звукового анализа: «сформированы хорошо», если задания выполнены безошибочно, «недостаточно сформированы», если ряд заданий не был выполнен или выполнен неточно, «не сформированы», если задания выполнялись неправильно или ребенок отказывался их выполнять.

Публикации по теме:

Презентация «Конкурсные материалы — жанровые особенности и оформление»Презентация «Конкурсные материалы — жанровые особенности и оформление» В 2017 - 2018 году участвовала и стала лауреатом в городском конкурсе методических разработок в номинации «Методические рекомендации» по.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Мотивация. Материалы рекомендаций для педагогов школы 1. Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то,.

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А. Изобразительная.

Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.

Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ» Особенности и развитие восприятия у ребенка с ОВЗ Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника - Л. Йовайши (автор.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

В помощь социальному педагогу. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению) УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГДОУ ТО «Узловский детский сад»: Т. В. Миронова__ Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы для обследования детей с дизартрией
Опубликовано: 8 апреля 2021 в 20:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материалы для обследования детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД