Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей у детей»

Юлия Кудрявцева
Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей у детей»

Цель: Ознакомление с последующим применением технологии в практической деятельности воспитателя.

Форма проведения: творческо - педагогическая мастерская.

Ход мастер – класса :

Обоснование. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики мы хотим чтобы ребенок не просто «подготовился» к школе, а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку впоследствии решать любые интеллектуальные задачи ребенку нужно понять, а не заучить о чем идет речь.

Публикация «Мастер-класс „Развитие интеллектуальных способностей у детей“» размещена в разделах

Это особенно актуально поскольку в настоящее время информационного бума, обществу необходимо поколение с такими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Становится актуальным поиск форм и методов работы с детьми.

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую методику А. З. Зака всемирно-известного профессора математики специалиста по психологии, создателя авторской методики обучения детей.

Почему я взяла эту методику? Потому, что она способствует развитию мыслительных операций на классификацию, группировку предметов по свойствам исключения лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.

Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу – и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».

Уважаемые коллеги!

Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми методами работы.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1. Учить решать интеллектуальные задачи.

2. Развивать познавательный интерес. зрительное восприятие, речь, память, внимание.

3. Формирование доброжелательного отношения, эффективного взаимодействия.

Интеграция образовательных областей:

Познание: знание геометрических фигур, символов, цифр, способы измерения, обследование предметов, симметричных узоров, выстраивание логического ряда, счет предметов.

Коммуникация: общение, высказывание своего мнения формулирование выводов.

Социализация: взаимодействие в игре, оказание помощи друг - другу, персонажам.

Худ. литература: использование сюжетов, .сказок.

Музыка: муз. сопровождение, извлечение звуков, использование муз. инструментов.

Физ. культура: выполнение физ. минуток, двигательных упражнений.

Здоровье: формирование положительного отношения к зарядке.

Труд: формирование положительного отношения к порядку.

Худ. Творчество: рисование орнаментов, воспроизведение символов,элементов геометрических фигур.

Представление технологии:

Курс занятий включает в себя 4 цикла занятий:

1. Развитие способности анализировать

2. Развитие способности комбинировать.

3. Развитие способности рассуждать.

4. Развитие способности планировать.

Анализировать:

В первом цикле - серия занятий на задачах: «Сходство», «Отличие», «Пересечение».

Задания различаются по степеням сложности, в которых применяются разные способы объединения предметов. Выбор одного рис., пары рис., группы рис. Вся мыслительная деятельность проходит в уме, проговари-вание действий вслух позволяет ребенку контролировать свои действия самому исправлять свои ошибочные действия.

Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить решение задачи.

ПРЕДЛАГАЮ РЕШИТЬ ЗАДАЧИ: 1. «сходство»

Среди домов, обозначенных цифрами 1 и 2 .выбрать такой дом, который имеет что-то одинаковое с домом А

2. «отличие»

В этой задаче среди домов 1 и 2 выбрать такой, который не имеет ничего одинакового с домом А.

3.» пересечение»

У предложенных предметов найти то, что их объединяет, и то, что их различает.

Задача: Среди домов 1 и 2 выбрать такой, который имеет что-то одинаковое с домом А и с домом

Задача: Среди двух пар домов обозначенных И и Е, найти такую пару, где есть дом, который имеет что-то одинаковое с домом А?

Комбинировать:

Во втором цикле - серия занятий на задачах: «Одна клетка», «Две клетки»,

«Все клетки».

Смысл задач заключается в поиске разных сочетаний.

1. Найти конечный результат

2. Найти начальное условие.

3. Найти способ связи начальных условий и конечного результата.

Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить решение задачи.

«Одна клетка» : Найти расположение фигурок после передвижения любой фигурки в свободную клетку. Либо в соседнюю клетку, либо через одну клетку, либо через две занятых клетки, (прилож. 4)

«Две клетки» : Найти расположение фигурок после передвижения любой фигурки только в соседнюю клетку, либо прямо, либо наискось.

«Все клетки» : Найти расположение фигурок после их взаимного обмена местами. Либо по горизонтали, по вертикали, наискось,

Рассуждать:

В третьем цикле - серия занятий на задачах: «Совмещение»,

«Отрицание», «Сопоставление».

Применяются разные логические отношения свойств и предметов. Способность рассуждать появляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой. Одни суждения из других (единичного, частного, общего).

1. Найти суждение о связи признака и предмета.

2. Найти суждение об отсутствии связи признака и предмета.

3. Найти суждение об отношении свойств разных предметов. Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить

решение задачи.

Проводится коллективное обсуждение решения задач. Формируется важное качество- осознание собственных действий.

ПРЕДЛАГАЮ РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

1. В задачах «Совмещение» требуется найти путём выведения из данных суждение о связи признака и предмета.

Это требование, например, содержится в такой задаче:

«Алик и Боря сажали деревья. Кто - то из них сажал ЯБЛОНИ, кто - то сливы. Боря сажал сливы. Какие деревья сажал Алик?»

2. В задачах «отрицание» требуется найти суждение а) об отсутствии связи признака и предмета на основе суждения тех или иных связей признака и предмета или б) суждение о наличии связи признака и предмета на основе суждений об отсутствии тех или иных связей признака и предмета.

А) К первому варианту задач «отрицание» относится, например такая задача: «Игорь и Вася ловили рыбу. Кто - то поймал сазана, кто - то пескаря. Вася не поймал сазана. Что поймал Игорь?»

Соотнося суждение о том, что «ребята ловили разную рыбу - кто пескаря, кто сазана» и что «Вася не поймал сазана» - можно сделать вывод о том, что Игорь поймал сазана.

Б) Ко второму варианту задач «отрицание» относится, например такая задача: «Галя и Нина рисовали дома. Кто — то рисовал большой дом, кто — то маленький. Галя рисовала маленький дом. Какой дом не рисовала Нина?

Соотнося суждения о том, что «девочки рисовали разные дома - большой и маленький» и что «Галя рисовала маленький дом», можно сделать вывод о том, Нина не рисовала маленький дом.

3. В задачах «сопоставление» требуется найти суждение об отношении свойств разных предметов. Это требование содержится, например, в такой задаче:

«Витя прочитал больше книг, чем Гена. Олег прочитал много книг. Кто из мальчиков прочитал меньше книг, чем Витя?» Соотнося суждения о том, что «Витя и Гена прочитали разное число книг», что «число книг, которое прочитал Олег, нельзя сравнить с книгами, прочитанными Витей и Геной» и что «Витя прочитал больше книг, чем Гена», - можно сделать вывод, что «Гена прочитал меньше книг, чем Витя».

Планировать:

В четвертом цикле - серия занятий

на задачах: «Петух», «Волк», «Лиса».

Смысл задач заключается в поиске маршрута перемещений воображаемого персонажа по игровому клеточному полю. (прилож. 7)

«Петух» : Перемещается только в соседние клетки, чередуя шаги: шаг прямо, шаг наискось, шаг прямо по горизонтали, вертикали.

"Волк" : Шаг наискось и прыжком прямо через клетку, чередуя шаг и прыжок через клетку прямо.

"Лиса" : Чередование шагов и прыжков. Перемещается шагом прямо в соседнюю клетку и прыжком наискось через клетку. Чередуя шаг прямо, прыжок наискось.

При решении любых задач необходимо анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Учувствуют все интеллектуальные способности.

Рефлексия: какие трудности вы испытывали выполняя задания?

Какими мыслительными операциями овладевают дети? Интересно ли было играть?

Вариативность игр обеспечивает возможность использовать их как основное занятие, кружковая работа, в режимных моментах.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Игры и задания для развития интеллектуальных способностей Игры и задания для развития интеллектуальных способностей 1. Знакомство со свойствами предметов: А) Загадки (можно выбрать определенную.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности» Авторы: Цыганкова И. В. - музыкальный руководитель. Андреева Н. М. - воспитатель. Актуальность - театрализованная деятельность является одним.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей у детей»
Опубликовано: 19 марта 2023 в 17:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кудрявцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД