Папки-передвижки

Организация игровой среды для режиссерских игр (8 фото)

Александра Владимировна Хамидулина
Организация игровой среды для режиссерских игр

Режиссёрская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от неё тем, что она осуществляется не с другими людьми (взрослыми или сверстниками, а с игрушками, изображающими различные персонажи.

Организация игровой среды для режиссерских игр

Ребёнок сам даёт роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребёнка, а он сам выступает как режиссёр, управляющий и руководящий действиями своих "актёров". Поэтому такая игра и получила название режиссёрской. Для такой игры очень важна правильная организация предметной среды.

Публикация «Организация игровой среды для режиссерских игр» размещена в разделах

Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате можно организовать зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр. Для кормления и ухода за куклами и мишками на столике расставляется игрушечная посуда; обустраивается уголок для приготовления еды, парикмахерской, для купания игрушек и укладывания их спать. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в больницу и т. д. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.

Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство детей. Игра - это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, с маленькими игрушками (пупсиками, мелкими зверюшками, птичками и пр.) он может устроиться на свободном столике или на коврике. Лечить куклу также можно в разных местах, достаточно перенести ее кроватку и коробку с медицинскими инструментами в тихое место, а можно просто посадить ее на колени. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Игрушки для сюжетных игр

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать. Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные, иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Разворачиванию сюжетов с куклами и животными помогут :

• Кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф и пр.)

• Набор «кухня» для приготовления еды (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.)

• Игрушки для: кормления (чашки, тарелки, ложки, пластмассовые ножики с тупыми концами, кастрюли, сковородки и пр.) и мытья посуды (губка, мыло или жидкость для мытья, мисочка или раковина).

• Игрушки для укладывания кукол спать (кроватка, колыбелька, подушечка, одеяльце)

• Куклы в одежде, которую можно снимать и надевать (куклы в платьицах, кофточках, штанишках, туфельках, в платочках, в шляпках, одежда должна сниматься легко).

• Игрушки для прогулки с куклами (коляска с подушечкой и одеяльцем, машинки)

• Игрушки для купания (ванночки разных размеров, флаконы из-под шампуней, губка для мытья, салфетки для вытирания).

• Игрушки для лечения (игрушечный набор, в который входит градусник, шприц, трубочка для прослушивания и пр.). Кроме того, в открытом доступе должна иметься коробка с подручными материалами (нарезанные листочки бумаги – горчичники, кусочки ваты, бинтик, крышки от маленьких флаконов – банки и пр.).

• Набор предметов для «уборки» комнаты (совок, веничек, выбивалка, салфетки).

• Игрушки для игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, деньги – нарезанные листочки бумаги, визитки и пр., наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов).

• Набор предметов для парикмахерской (зеркало, расческа, щетка для волос, ленточки, флаконы из-под лака).

• Строительные наборы, включающие кубики, цилиндры, арки для строительства домов, дорожек, заборчиков, мебели.

• Машины разных размеров, цветов назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики,

• легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, вертолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)

• Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, фигурные катушки, тряпочки, нарисованные на картоне овощи и фрукты и пр.).

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Описание игровых макетов.

Макет «Зоопарк» - тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона.

Фото №1 Ребёнок сам даёт роли этим игрушкам как бы одушевляя их сам говорит за них разными голосами и сам действует ими и за них

В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы – фигурки персонажей;

• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала, деревья киоски, касса);

• предметы, обозначающие события, - машины, мотоциклы (дополняются детьми по желанию).

Макет «Улица города» - выполнен на листе фанеры (100х50 см, дома из деревянных кубиков, сделана разметка дорог, пешеходных переходов.

Фото №2 Куклы игрушечные мишки зайчики или солдатики становятся действующими лицами

В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (люди);

• предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);

• маркеры пространства (гаражи, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, бензозаправка, ГАИ).

Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.

Макет «Микрорайон» - Другой макет сделан на ткани с аппликацией, обозначающие дома, деревья, проезжую часть, пешеходных переходов, детский сад.

Фото №3 Игры для детей игры ребёнка а он сам выступает как режиссёр управляющий и руководящий действиями своих актёров

В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (люди);

• предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);

• маркеры пространства (дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, здание детского сада).

Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.

Макет «Дом – семья» - Основание из картона, стены оклеены обоями (сейчас у нас домик заводского изготовления)

Фото №4 Поэтому такая игра и получила название режиссёрской

В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочь, кукла-сын);

• маркеры пространства (столы, кресла, диван, ковер, стулья и другая мебель);

• предметы, обозначающие события (басен, фотографии рамках, телевизор, лоскутки ткани);

• бытовые предметы (полотенце, посуда, постельные принадлежности и т. п.).

Макет «Деревня» - деревянный, основание линолеум.

Фото №5 Для такой игры очень важна правильная организация предметной среды

В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (бабушка, дедушка, внучка, разные домашние животные);

• маркеры пространства (дом, сарай, заборчик, деревья);

• предметы, обозначающие действия (корыто, лейки, ведра, чашки).

Макет «Сказочный лес» - поле на ткани с аппликацией деревьев.

Фото №6 Публикация Организация игровой среды для режиссерских игр размещена в разделах Игры для детей Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда

В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (различные животные, фигурки принцесс, фигурки принцев и т. п.);

• маркеры пространства (дом, замок, деревья, тропинка);

• предметы, обозначающие действия (бросовый природный материал для создания сюжета).

Ширма «Морские жители» - листы картона оклеены, синей или голубой бумагой.

Фото №7 В игровой комнате можно организовать зоны специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр

В игру входят:

• предметы-фигурки (рыбки, улитки, осьминоги, морские звезды, черепашки и т. д.);

• маркеры пространства (водоросли пластмассовые);

• предметы, обозначающие действия (удочки, лодочки).

Я не стала перечислять все темы игр, их подскажут сами дети.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»Мастер-класс «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» Рекомендации: В ходе проведения мастер-класса необходимо использование слайд-шоу с фотоматериалами. При выполнении практической части работы.

Организация предметной игровой среды в ДОУОрганизация предметной игровой среды в ДОУ Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО, утвержденные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игровой среды для режиссерских игр
Опубликовано: 17 мая 2015 в 10:31
+142Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация игровой среды для режиссерских игр» (включая файлы) размещена пользователем Александра Владимировна Хамидулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 109.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД