МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Елена Ивановна Каримова
Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Продолжительность мастер-класса : 20 минут

Здравствуйте сегодня мне бы хотелось вам показать мастер класс по теме

1 слайд Тема мастер класса Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития“» размещена в разделах

2 слайд Цель мастер - класса : Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Слайд №3Задачи мастер – класса :

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.

3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Остановимся на теоретической основе игровой технологии.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной дошкольникам форме. Поэтому, целесообразно использовать в НОД в кружковой работе дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.

Слайд №4

Палочки Кюизенера были разработаны бельгийским учителем Х. Кюизенером и предназначались для детей с младшего возраста и до старших классов.

Существует несколько вариантов наборов.

1 – Деревянный (241 палочка – 10 цветов).

2 – Плоский, состоящий из картона или пластика.

3 – Венгерский (119 палочек – 12 цветов).

4 – Упрощённый (144 палочки – 10 цветов).

Слайд №5

Мы используем упрощённый набор – из 116 палочек.

25 палочек

- 20 палочек

- 16 палочек

- 12 палочек

- 10 палочек

- 9 палочек

- 8 палочек

- 7 палочек

- 5 палочек

- 4 палочки

Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками. В наборе содержится палочки призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки. Тем больше значение числа она выражает

Слайд №6

цветные числа дают возможность понять и решить следующие задачи:

- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по

цвету)

- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины

- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда

- осваивать прямой и обратный счет

- познакомить с составом числа

- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,

умножения, сложения

- научить делить целое на части и измерять объекты

- развивать пространственные представления (слева, справа, выше,

ниже)

- развивать логическое мышление, внимание, память.

Математические представления:

- Свойства (форма, цвет, величина, свойства геометрических фигур,

осевая симметрия)

- Отношения (сравнение, сериация, пространственное отношение на

плане, схеме)

- Числа и цифры

- Алгоритмы (определение последовательности действий, чтение схем, способа и пути выполнения действий)

Слайд №7

Актуальность технологии

- Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей

дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

- Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал,

более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой

обстановке, лучше подготовлены к школе.

- Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на

основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка

формируются психические процессы, математические представления,

приобретается опыт общения со сверстниками.

Слайд №8

Основные идеи технологии

- Становление интеллектуально – творческой личности дошкольника. (возникновение новых способов деятельности, в творческой личности выделяют глубину, острату мысли, необычность решения, интелектуальную инициативу.

- Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения

дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

- Легко вписывается в систему пред математической подготовки к

школе.

Слайд №9

Основные особенности игровой технологии

- Абстрактность, универсальность (Абстрактность это конкретность, универсальность-это разносторонность, общезначимость, многосторонность)

- Высокая эффективность

- Вызывают живой интерес детей

- Развивают активность и самостоятельность в поиске способов

действия с материалом, путей решительных задач

- Знакомят со своеобразной цветной алгеброй

Слайд №10

Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа:

1 этап: Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками. Конструктором и по ходу знакомятся с цветами. Размерами и фор-мой.

2 этап: Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Слайд №11

Создание предметно- развивающей среды.

На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая среда, изготовлены плоскостные полоски, приобретены цветные палочки, демонстрационный материал, методическая литература.

Слайд №12

Мною была определена система занятий методы и приемы:

- - Комбинированные занятия (в КОМБИНИРОВАННОМ ЗАНЯТИИ ПРИМЕНЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ТИПЫ ЗАНЯТИЙ,занятия обобщения и контроля знаний, на таких занятиях решаются несколько задач 6 повторение пройденого, и проверка усвоенного детьми., изучение и закрепление новых знаний)

- Интегрированные занятия (включают в себя приемы направленные на раскрытие сути определенной темы. Интегрированные занятия обусловлены необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности творческие задтки.

С применением различных методов:

- Словесный

- Наглядный

- Практический

- Игровой

Слайд №13Игры и занятия с палочками

Кюизенера

Младший возраст (все упражнения проводятся в игровой форме)

- Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они

цвета, длины.

– Возьми в правую руку как можно больше

палочек, а теперь в левую.

– Можно выкладывать на плоскости

дорожки, заборы, поезда, квадраты,

прямоугольники, предметы мебели,

разные домики, гаражи.

– Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей к меньшей к большей и наоборот.

Слайд №14 На экране вы видите несколько игр для детей младшего возроста

1. Игра «Найди такую же».

Цель: Знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.

2. Игра «Строим дорожки»

Цель: Развивать умение группировать

Предметы поцвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек

красного цвета. Постройте дорожку из палочек

голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая

короче? Постройте дорожку самостоятельно

любого цвета.

3. Игра «Коврик для кошечки».

Цель: Закрепить знания о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получится маленький коврик для кошечки.

4. Игра «Поезд»

Цель: Закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Палочки это вагоны. Возьмите полочки голубого, красного и жёлтого цветов и присоедините их друг к другу как вагончики.

Слайд № 15

Старший возраст

– подбор упражнений осуществляется с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.

1. Игра «Играем с цветом» Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

2. Игра «Разведчики» Цель: Совершенствовать умение работать с карточкой-схемой.

3. Игра «По порядку становись» Цель: Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10.

Слайд №16 на экране также показаны несколько игр старшеговозроста

Довайте с вами немножко поиграем «составь число»

. Игра «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Развивать умение измерять объекты. Познакомить с условными мерками.

5. Игра «Дополни». Цель: Упражнять в умении сравнивать рядом стоящие числа.

6. Игра «Подбери цифру». Цель: Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов.

7. Игра «Составь число». Цель: Знакомить с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

8. Игра «Конструирование цифр». Цель: Развивать умение изображать цифру разными способами.

9. Игра «Число-головоломка».

Цель: Формировать умение выполнять

арифметические действия с палочками

Кюизенера.

Слайд №17 -28работы детей

Слайд №29 Заповеди

Для успешной работы с палочками Кюизенера необходимо выполнять некоторые заповеди:

Поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

Избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

Сравнивать результаты работы

ребёнка только сего же

собственными достижениями.

В перспективе мы планируем организовать родительский клуб в детском саду «Играем вместе» для ознакомления участников клуба с развивающими играми «Палочки Кюизенера»

Основная часть (14 минут) А сейчас, я предлагаю отправиться в мир занимательной алгебры, а помощниками нам будут палочки/

Слайд №30Практическая часть

Задание 1. Четные и нечетные числа. (работа в парах)

Предлагается построить две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум. Или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9) ; (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам дети называют четный и не-четный ряд.

Слайд №31показ что должно получится

Слайд №32

Задание 2. Состав числа.

При помощи палочек Кюизенера разложить число 7 по составу (в работе использовать и плоскостной материал)

Слайд №33 Состав числа 6

Слайд №34 Состав числа 7

Слайд №35Состав числа 8

Слайд №36

Задание 3. Палочки можно делить. Синяя полоска – это число 9.

Как можно разделить число 9 так,

чтобы у каждого получилось по три.

. (работают по три человека)

Как можно разделить число 9 так, чтобы у каждого получилось по три. Приходим к выводу, что голубая палочка «три» умещается в полоске девять три раза, значит цифрами мы можем записать так 9:3=3

Задание 4.

А теперь, я предлагаю поработать самостоятельно (в тройках)

Сконструируйте модель применения цветных палочек в различных видах детской деятельности.

Слайд №37

Закончите фразу:

1. Мне понравилось в данной технологии…

2. Я бы хотела подробнее изучить…

3. Буду применять данную игровую технологию…

Заключительная часть: (2 минуты) : Таким образом, использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера в педагогическом процессе, когда вся образовательная работа строится на основе игровой деятельности дошкольника, создает условия для проявления творческого отношения педагогов к своей работе. Снимает психологические стереотипы. Так неинтересные, скучные занятия математикой можно превратить в увлекательные занимательные встречи в игровой форме и сформировать у детей математические представления.

Слайд №38

Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:

Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.

Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.

Черная палочка – Мастер класс не интересен.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Комплексное полифункциональное дидактическое пособие «Чудо-матрешка»Комплексное полифункциональное дидактическое пособие «Чудо-матрешка» В современном мире интерактивных и цифровых технологий, наблюдая за детьми, можно замечать, что дети дошкольного возраста могут легко управляться.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Палочки Кюизенера «Цветы для мамы»Палочки Кюизенера «Цветы для мамы» Подарила мир ты мне, яркий солнца свет, Для меня на свете лучше мамы нет. Именно весною, в марте, в день восьмой Я хочу поздравить маму.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Видеофрагмент «Математические корзинки» Воскобовича и палочки Кюизенера» Предлагаю вашему вниманию видеоматериал индивидуальной работы с детьми подготовительной группы. Дети используют сразу две игры - "Математические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
Опубликовано: 8 июля 2021 в 20:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Каримова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД