Лучший педагог года

Детский мастер-класс как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста

Руденко Светлана Николаевна
Детский мастер-класс как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста

«Детский мастер-класс - как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста»

Практика направлена на детей старшего дошкольного возраста.

Цель: создание условий для формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников.

Задачи:

-развивать коммуникативную и социальную компетентность детей;

-формировать разные способы взаимодействия ребенка с окружающими людьми;

Публикация «Детский мастер-класс как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

-формировать навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, желание вступать в контакт с окружающими;

-формировать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Натальи Борисовны Крыловой. С точки зрения Н. Б. Крыловой, культурные практики дошкольника - это обычные для ребенка этого возраста способы самостоятельной деятельности, а также апробация

новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Культурные практики дошкольник активно осваивает в пространстве детского сада. Они неразрывно связаны с его интересами, потребностями (коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения и «вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения- исследования.).

«Практика ребенка становится культурной, - подчеркивает Н. Б. Крылова, - когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм».

В нашей группе новой культурной практикой детей стал «детский мастер-класс» – это эффективная форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

Появилась данная практика в процессе наблюдения за детьми, была отмечена некоторая закономерность: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.

И так, нами было определено, что ребенок, который проводит мастер- класс, является — Мастером, а дети, которые принимают участие — Умельцами. Деятельность Ребенка - Мастера – это творческая деятельность, в процессе которой изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - он становится творческой личностью. В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка, самостоятельно изготовленная игрушка из бросового материала, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования, лепке различных героев, то есть создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. И этим ребенок делится с другими детьми и взрослыми.

Мастер во время проведения мастер- класса надевает эмблему мастера.

Проведение Мастер - класса организуется в основном во второй половине дня.

У нас сложилась определенная структура детского «Мастер - класса» :

-Презентация темы мастер-класса с использованием ТСО (технические средства обучения) и устного рассказа;

-Представление результата собственного опыта Мастером

-Практическая часть (где непосредственно дети выполняют предложенные идеи)

-Презентация продуктов деятельности детей Умельцев

- Благодарность Мастеру, выражается в словах благодарности, в форме рефлексии, где дети свободно высказываются, что им понравилось, чему они научились новому, что было тяжело выполнить

Совместно с детьми разработали правила организации детского мастер-класса :

1. Мастер-класс проводится по инициативе детей.

2. День мастер-класса обговариваются на групповом сборе.

3. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления

4. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.

5. Педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого мастер- класса, чтобы всем было удобно.

Совместно с детьми мы разработали правила для участвующих детей - умельцев в мастер-классе :

-Выступая говорим громко, внятно, не торопясь.

-Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.

-Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.

-Вопросы задаём вежливо.

-Не стесняемся задавать вопросы.

- Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.

-Благодарим Мастера за представленный опыт.

Данную технологию мы используем с сентября 2019г. Работу осуществляем при тесном взаимодействии с родителями, так как только с помощью сотрудничества педагога, родителя и ребенка можно достичь максимального результата от всего процесса организации и проведения детского мастер – класса.

В ходе подготовки и проведения мастер – класса мы создаем определенные условия, ситуации, когда дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. «Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений».

Таким образом, Ребенок-мастер приобретает опыт публичных выступлений, формирует коммуникативные навыки, формирует ответственность, развивает инициативу. Ребенок получает возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером.

Дети-умельцы, овладевают новыми способами действий, приобретают опыт коллективной деятельности, формируют умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам, стимулирует самостоятельный поиск новых способов действий.

Родители получают возможность выполнять совместные действия с детьми, видят своего ребенка в новом свете, испытывают гордость за него.

А мы, педагоги, нашли новый способ поддержки детских инициатив, сплочения группы, возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей, посмотреть на своих воспитанников со стороны, возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой культурной практики как Детский мастер - класс в образовательной деятельности, так как она работает на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности".

Для коллег других ДОУ готовы обеспечить консультационное сопровождение.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Домик в технике оригами» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс «Домик в технике оригами» для детей старшего дошкольного возраста Мастер – класс "Домик" может быть полезен: детям старшего дошкольного возраста, воспитателям детских садов, преподавателям дополнительного.

Детский мастер-класс открытки «Цветок для солдата» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс открытки «Цветок для солдата» для детей старшего дошкольного возраста Приближается дата 22 июня. Великая Отечественная война – это самая кровопролитная и тяжёлая война в истории нашей страны. Она длилась.

Детский мастер-класс по аппликации из бумаги «Хризантема» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс по аппликации из бумаги «Хризантема» для детей старшего дошкольного возраста Цель:Сделать хризантемы из бумаги Задачи: -расширить представление детей о многообразии цветов -научить делать хризантемы из бумаги, -рассказать.

Детский мастер-класс по аппликации «Лев» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс по аппликации «Лев» для детей старшего дошкольного возраста Данный мастер-класс будет интересен педагогам и детям старшего дошкольного возраста, а также родителям, заинтересованным в совместном творчестве.

Детский мастер-класс по аппликации «Зимушка» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс по аппликации «Зимушка» для детей старшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию, уважаемые коллеги, детский мастер-класс по аппликации «Зимушка – зима». Такую работу можно выполнить совместно.

Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Мишка в берлоге» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс по объёмной аппликации «Мишка в берлоге» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техники и материала в работе над аппликацией "Мишка.

Детский мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Море и льдина»Детский мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Море и льдина» Мастер класс «Море и льдины», проводит Андрей С. 5 лет. Цели: создать условие для развития творческих способностей в рисовании. Задачи:.

Детский мастер-класс по рисованию «Кошка с котёнком» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс по рисованию «Кошка с котёнком» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для знакомства с анималистическим жанром живописи. Учить выразительно передавать в рисунке образ домашнего животного.

Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха»Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха» Содержание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Сказки К. И. Чуковского. 2. Атрибуты для ряжения. 3. Маски – символы для героев.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский мастер-класс как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 09:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский мастер-класс как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Руденко Светлана Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД