Лучший педагог года

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Водяник Татьяна Васильевна
Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении

детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Сл 1

Название темы, автор В настоящее время в системе дошкольного образования требуется обращение воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые позволяли бы, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Публикация «Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Мы, взрослые, в общении с детьми должны придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Наша цель – содействовать становлению ребенка как личности. Чтобы успешно справиться с это задаче, необходимо выбрать новые методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют постоянной цели развития личности. Изучив работы Е. Н. Степанова, Л. И. Уманского, Н. Вераксы, Амонашвили, я пришла к выводу, что дифференцированный подход в воспитании и обучении могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей воспитательно-образовательной системы. А чтобы этого добиться, пришлось пересмотреть свое отношение, свой подход к воспитательно-образовательному процессу.

Сл 2 Свою педагогическую деятельность строю с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Приоритетным направлением моей деятельности являются личностно-ориентированный подход. Организую воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.

Сл 3

Сл 4

В моей группе разные дети, с разным уровнем развития, поэтому применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения задания. Виды дидактического материала: сюжетные картинки, карточки-задания, дидактические игры и др. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разного уровня развития детей и индивидуального подхода к каждому малышу с учетом ведущего типа деятельности ребенка (познавательная, коммуникативная, творческая). Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга. Осуществляю дифференцируемый и индивидуальный подход к воспитанникам, имеющим затруднения в развитии с учетом следующих принципов:

Сл 5

Сл 6

Сл 7

Сл 8

Сл 9

Сл 10 Далее мне пришлось пересмотреть свои взгляды на организацию непосредственной образовательной деятельности. Для себя эту работу я разбила на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей детей – и физических (здоровье, самочувствие, и психологических, и личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности. Для этого я провела мониторинг.

Обратите внимание на экран. Активность: высокий уровень-20%, средний уровень-65%, низкий-15%. Любознательность: высокий и средний уровни- по 45%, низкий-10%. Отзывчивость: высокий и средний уровни- по50%, низкий-0%.

2. Обратите внимание на следующий график. Выделение различных групп детей, отличающихся: особенностями восприятия, памяти, мышления. Восприятие : высокий и низкий уровни - по 30%, средний-40%. Память: Высокий уровень-40%, средний-45%, низкий-15%. Мышление: высокий-35%, средний-55%, низкий-10%. Работоспособность: высокий и средний уровни- по 45%, низкий-10.

Я разделила их на три условные группы по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения:

1 группа – дети с преобладанием процесса торможения над процессами возбуждения;

2 группа – дети с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения;

3 группа – дети с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.

Соотношение процессов возбуждения и торможения оказывает влияние на все психические процессы, на познавательную деятельность.

Воспитанники первой группы медлительны, не успевают за группой. Если не учесть это в работе, то они совершенно потеряют интерес к обучению, отстанут от группы, хотя на самом деле могут заниматься успешно. Для таких детей я включаю в работу задания на уже пройденный материал, а сами задания даю меньшего объема.

Воспитанникам второй группы, чтобы запомнить материал, нужны многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, повышенной эмоциональности, невнимательности и несобранности. Поэтому детям этой группы предлагаю задания, требующие устного объяснения каждого действия.

В третью группу входят дети, имеющие уравновешенные процессы возбуждения. Они обладают устойчивым вниманием, хорошо вычленяют признаки предмета, хорошо осваивают процессы обобщения, обладают хорошим словарным запасом. Для того, чтобы обеспечить успех каждого ребенка я соблюдаю следующие правила по отношению к детям с различной нервной системой.

Сл 11

Сл 12

Сл 13

Сл 14

Сл 15

Сл 16

При работе с дифференцированными заданиями стараюсь учесть зону их ближайшего развития. А для этого веду постоянный контроль за результатами работы.

При переходе к действенно-практической части стремлюсь учитывать не только уровни усвоения детьми программы, но и желание детей выполнять задания этой сложности, которые они хотят выполнять. При выборе уровня сложности выявляется уровень самооценки ребенка (завышенной, адекватной, заниженной). В процессе совместной деятельности побуждаю детей выдвигать способы решения задачи, обсуждение и выбор способов решения, и собственное решение.

Планируя свою работу в образовательной деятельности, опираюсь на следующие принципы построения учебного плана:

Обратите внимание на экран.

• Вариативность

• Гибкость

• Открытость

Конечно, делаются лишь первые шаги по формированию у детей этих важных личностных качеств. Цели личностно-ориентированного образования являются долгосрочными и рассчитаны не на один год обучения.

Опираясь на личностно-ориентированный подход в воспитании, главным в своей работе считаю научить детей следующим важным умениям:

1. Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. Основное внимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми знаний, умений, навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков.

2. Принимать самостоятельные и ответственные решения.

3. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты. В конце занятия побуждаю детей высказывать своё личное мнение по таким вопросам как: «Что на занятии вам запомнилось больше всего и почему? Что было особенно трудно? Почему? Что было легко и почему?». Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность.

4. Принимать ответственность за себя и своё окружение. Вовлекая детей в процесс обсуждения и самостоятельного соблюдения общепринятых норм и правил поведения, постепенно передаю функцию контроля в руки самих детей. Тем самым дети обучаются умению строить отношения с другими людьми.

5. Сотрудничества. Личностно – ориентированная методика стремится научить каждого ребёнка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через разные формы работы в образовательной деятельности – индивидуальную, подгрупповую и фронтальную. Я в своей деятельности использую, в частности, попарную и подгрупповую. Это позволяет достичь высокой плотности взаимодействия между собой, вовлеченности в учебную деятельность каждого ребёнка.

Сл 17

Сл 18

Сл 19

Сл 20

Сл 21

Сл 22

Сл23 Создавая условия для развития индивидуальности детей, в группе я создала изменчивую и вариативную развивающую среду с разнообразием сменяемых деятельностей и материалов. Всё помещение группы не имеет четких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одной деятельности к другой. Дидактические игры расположены в доступных для детей местах. В группе организованы зоны:

• Эмоциональной разгрузки, где дети весь свой негативный внутренний мир могут передать в рисунках, таким образом, как бы избавляясь от него. Здесь же дети рассматривают семейные фотографии в альбомах.

• Зону творчества, где дети пишут и рисуют фломастерами, карандашами, красками, лепят из пластилина, создают как коллективные, так и индивидуальные работы.

• Физкультурный уголок, где дети имеют возможность поиграть, используя нестандартное оборудование.

• Театральную зону, где разместила маски, атрибуты, различные виды театров. Активизирую речь детей через : игры-занятия, дидактические игры ведь своевременное и правильное овладение ребёнком речью является важнейшим условием полноценного психического развития.

• Игровую зону, где дети находят занятия по интересам. У девочек есть кухонный гарнитур, они с большим желанием играют с ним в сюжетно-ролевые игры, для которых есть все необходимые атрибуты и они чувствуют себя там настоящими хозяюшками.

• А у мальчиков есть гаражи, в которых стоят машины, тракторы, автобусы и другая техника. Для всех найдутся занятия по интересам.

Сл 24

Сл 25

Сл 26

Если подвести итог, то личностно-ориентированное воспитание и обучение - это наиболее приемлемая форма для передачи любых знаний. Только бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к её перспективам, дают нам возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которая будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста В связи с реформой образования наблюдается возросший интерес к проблеме гендерной социализации. По мнению Е. В. Назайкинского проблема гендерной.

Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола. Принцип индивидуализации.

Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Материал подготовила: Шпилёва.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно-ориентированный подход в дошкольном образованииЛичностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании по ФГОС Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании[/b] На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется.

Проектные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС Добрый день уважаемые коллеги! Мне бы хотелось поговорить о проектной технологии на наших уроках в рамках реализации ФГОС Слайд 2. В основе.

Работа с родителями в рамках семейного клуба «Диалог» как практико-ориентированный подход в условиях реализации ФГОС ДО Работа с родителями в рамках семейного клуба «Диалог» как практико-ориентированный подход в условиях реализации ФГОС ДО Одним из важных.

Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад" СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЛИЧНОСТНО –.

Личностно ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе школьного психолога Выступление на республиканском семинаре. Показ – презентация. Следующим за диагностикой и не менее важным направлением в деятельности школьного.

Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 22 сентября 2018 в 12:09
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Водяник Татьяна Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД