Папки-передвижки

План кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие почемучки» (средняя группа)

Мельникова Наталья
План кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие почемучки» (средняя группа)

Пояснительная записка

Что я слышу – забываю

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

(Конфуций)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Публикация «План кружковой работы по экспериментальной деятельности „Маленькие почемучки“ (средняя группа)» размещена в разделах

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработали программу кружка «Радуга открытий» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

- создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- способствовать расширению словарного запаса у дошкольников;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развивать аккуратность, ответственность и последовательность во время проведения опытов;

Количество детей – 11 Место проведения: - групповая комната; - участок.

Предлагаемая система работы рассчитана на 1 год, 1 раз в неделю, по пятницам в 15.40. – 16.00. включает 35 опытов.

Содержание рабочей программы

Календарно – тематическое планирование

Месяц Неделя Тема Программное содержание

Сентябрь 3 «Детская лаборатория» Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

4

«Дерево»

Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

Октябрь 1 «Какими свойствами обладает глина?» Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

2 «Как движется сухой песок?» Продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью- быстро и медленно). Закрепить понятия «быстро-медленно», «полная- пустая»; развивать общую и мелкую моторику руки. Поддерживать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

3 «Волшебное сито» Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

4

«Как покрасить песок?»

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к игровому персонажу.

5 «Глина, песок» Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

ноябрь 1 «Знакомство с микроскопом» Закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить с увеличительным прибором микроскопом.

2 «В мире стекла» Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

3 «В мире пластмассы» Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

4 «Ткань»

Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

декабрь 1 «Бумага» Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.

2 «Волшебная вода» Познакомить с основами свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы, текучесть и прозрачность воды.

3 «Делаем мыльные пузыри» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

4 «Как вода отражает предметы?» Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.

январь 1 «Какие особенности у тёплой и холодной воды?» Выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать положительному отношению к опытнической деятельности.

2 «Как получаются цветные льдинки?» Выявить свойство воды замерзать на холоде. Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.

Оборудование. Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

3

«Как песок и вода определяют тяжесть предметов?»

Выявить способность воды и песка определять тяжесть и лёгкость предметов. Развивать любознательность, умение устанавливать связи между предметами, делать простейшие выводы. Содействовать положительному отношению к природе, её созерцанию.

февраль 1 «Как окрасить воду?»

Представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.

2 «Вода нужна всем» Дать детям представления о роли воды в жизни растений.

3 «Вода» Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

4 «Все увидим, все узнаем» Познакомить с прибором-помощником лупой и ее назначением.

март 1 «Ловись, рыбка и мала и велика» Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

2 «Неуловимый воздух». Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство; учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования.

3 «Ароматный воздух». Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха- не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий. Развивать познавательный интерес.

4 «Птичьи пёрышки» Познакомить со свойствами перьев, закрепить знания детей о использования пера в быту- подушки, перина, теплые куртки.

апрель 1 «Дружба красок» Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.

2 «Металл» Познакомить с металлом, его качествами и свойствами

3 «Магнит» Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.

4 «Свойства песка и глины» Определить сухой песок рассыпается, мокрый лепится и глины мокрая – лепится, высыхая, сохраняет форму.

5. «Каменная дорога»

Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.

май 1 «Солнечные зайчики». Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

2 «Ветер, ветер, ветерок» Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра.

3 «Волшебный клубок» Познакомить детей со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых изделий из нитей.

4 «Что узнали сыщики?». Итоговое занятие. Обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.

Планируемые результаты освоения программы

- Формирует у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций;

- Способствует развитию личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- Развивает умение устанавливать причинно - следственные связи; - Делать простейшие выводы;

- Обогащает развивающую предметно - пространственную среду в группе;

- Дети называют предметы и их свойства, понимают значение для окружающего мира живой и неживой природы,

Способы проверки знаний.

На основе исследований Ивановой А. И. по формированию навыков экспериментальной деятельности в средней группе были выделены следующие уровни.

Высокий уровень. Ребёнок проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий. При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу. Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента.

Средний уровень. Ребёнок проявляет желание, что - то сделать. Желание что - то сделать выражает словами. Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. Работает с помощью воспитателя. Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Низкий уровень. Ребёнок проявляет первые признаки желания что – то сделать. Некоторые действия становятся целенаправленными. Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. Называют предметы и действия, совершаемые с ними.

Список оборудования

1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

2. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;

3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

4. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;

5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

6. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Методические приемы:

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- наблюдения;

Используемая литература:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)

3. Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.

4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.

6. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. : пособие по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.

7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.

8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)

Публикации по теме:

Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки»Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки» На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экс-периментирование. Главное его достоинство в том, что в процессе экспери-ментирования.

Магнитик-сувенир. План-конспект совместной деятельности (средняя группа)Магнитик-сувенир. План-конспект совместной деятельности (средняя группа) Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;.

Памятка для родителей «Маленькие почемучки»Памятка для родителей «Маленькие почемучки» Все дети по своей природе любопытны. Но это непростое любопытство, а интерес ко всему новому, неизведанному! Каждый день для них это масса.

Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа)Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Составила Патракова.

Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе «Удивительный мир профессий» Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе. «Удивительный мир профессий». Пояснительная записка. В жизни каждого.

План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на прогулкеПлан наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на прогулке - Сентябрь «Свойства мокрого песка» Цель: формировать представление о свойствах мокрого песка. «Состояние почвы в зависимости от температуры».

План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми 5–6 лет на прогулкеПлан наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми 5–6 лет на прогулке Сентябрь «Уличные тени» Цель: показать, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета. «Почему не тонут кораблики?» Цель:.

План работы на лето с родителями. Средняя группа. 2017 год. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия.

План работы с родителями на 2015–2016 учебный год (средняя группа) Сентябрь 1. Информация для родительского стенда: «Организация режима дня в условиях детского сада», «Заповеди для родителей», «Памятка для.

Тематический план кружковой работы «Словознайка» в старшей группе Цели: 1. Развивать речь детей. 2. Способствовать предупреждению речевых недостатков. 3. Активизировать словарь. 4. Развивать у ребенка внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие почемучки» (средняя группа)
Опубликовано: 3 сентября 2020 в 18:34
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие почемучки» (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем Мельникова Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД