Получи документы

Кризис у детей трех лет. Особенности изменения характера

Саргсян Элина
Кризис у детей трех лет. Особенности изменения характера

ХАРАКТРИСТИКА КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.

Публикация «Кризис у детей трех лет, Особенности изменения характера» размещена в разделах

"Кризис 3-х лет" - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. ПО Д. Б. Эльконину, "кризис 3-х лет" - это кризис выделения ребенком своего "Я".

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым ("его как будто подменили")

На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.

Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребенком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребенка - второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде спокойный и покладистый ребенок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребенком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Вот ещё 5 характерных симптомов :

• Стремление к самостоятельности. Самым распространё нным выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.

• Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.

• Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.

• Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.

Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.

• Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.

Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

Причины поведенческих нарушений

С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.

Психологи характеризуют данный период как кризис социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребенка.

Как и любой другой, он проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребенка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребенка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно терпеливы. На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других.

у девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на неудачу.

В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребенка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.

Третий признак кризиса - неосознаваемый характер происходящих изменений для самого ребенка. Трехлетние дети не понимают и не замечают перемен в своем поведении и характере.

Четвертым признаком является временность, не стабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребенка, а не возрастными особенностями.

Еще одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несет с собой, компенсируются стремительным рывком вперед, совершаемым ребенком за этот короткий промежуток времени.

Родители не всегда знают, как себя вести в ситуации, когда ребенок становится неуправляем в период "кризиса 3- х лет", поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении, Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ В ПЕРИОД КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

· Измените свое отношение к ребенку (смените авторитарную позицию воспитания на более гибкую).

· Старайтесь понять внутренний мир ребенка и принимать его таким, какой он есть.

· Предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности, но в допустимых размерах.

· Хвалите ребенка за его достижения и проявления самостоятельности

· Не забывайте о последовательности своих воспитательных воздействий.

· Не идите на поводу у ребенка, если ребенок капризничает, постарайтесь его отвлечь. Иногда нужно просто взять за руку и увести.

· Сохраняйте спокойствие в общение с малышом.

· Создайте атмосферу безопасности и комфортности для ребенка.

· Пусть ребенок чувствует Вашу любовь и заботу о нем

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей от трех лет «На что похоже облако»Дидактическая игра для детей от трех лет «На что похоже облако» Материал: Различные силуэты облаков, вырезанные из белой бумаги, очертания которых напоминают каких либо животных или предметы. Предварительно.

«Изменения в природе весной». Презентация для детей дошкольного возраста Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Закрепление у детей потребности в двигательной.

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Изменения в природе»Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Изменения в природе» Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста. «Весна. Изменения в природе» Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кризис у детей трех лет. Особенности изменения характера
Опубликовано: 11 мая 2024 в 16:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кризис у детей трех лет. Особенности изменения характера» (включая файлы) размещена пользователем Саргсян Элина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД