Получи документы

Краткосрочный проект в старшей группе «Русский национальный костюм»

Ольга Зелинская
Краткосрочный проект в старшей группе «Русский национальный костюм»

Срок реализации: 2 месяца

Тип, вид проекта : информационно-творческий; фронтальный группой детей и их семьями).

Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русским национальным костюмом.

Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Русский национальный костюм“» размещена в разделах

Задачи проекта : приобщать к истокам духовной культуры русского народа : формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой; формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности; способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.

Актуальность. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-нибудь сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое-многое другое.

Особое внимание всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

И, конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. Для их изготовления использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Огромна роль военного костюма в культуре Руси. Русич-воин с раннего детства должен был уметь защитить свой дом, свою мать и семью. Эта тема очень интересна мальчикам, поэтому ей уделяется большое значение. Изучению военного костюма, знакомству с доспехами русского воина-богатыря посвящается несколько занятий.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет, имеет ли семью, детей, какая у него профессия, богат он или беден. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

И именно сейчас, как никогда раньше, важно видеть главное в направлении «Развитие воображения и творческих способностей» и программе «Русский дом» : восстанавливать полузабытое, пытаясь связать прерванную нить поколений. В процессе знакомства детей с русским народным костюмом, традициями, обычаями уделять внимание духовному воспитанию, формируя творчески развитую личность, повышать уровень познавательных способностей детей, развивать воображение, формировать навыки и умения создания одежды кукол как для игры, для подарка, так и как продукта творческой деятельности.

В ходе проекта дети узнают новые понятия, названия одежды, головных уборов, доспехов, элементов узора, тем самым пополняют свой активный словарь, значит, развиваются их речевые умения, навыки, а вместе с тем личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Идеи проекта :

Все занятия по проекту «Русский национальный костюм» взаимосвязаны, их замысел реализуется и в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – испытывать желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта :

• успешно проведены занятия и развлечение «Ярмарка»;

• оформлена выставка в группе;

• собран и оформлен альбом «Русский национальный костюм»;

• совместно с родителями пополнен уголок «ряжения» в группе русскими народными костюмами и головными уборами;

• каждый ребенок изготовил куклу в русском национальном костюме : мальчики – воина, девочки – русскую красавицу;

• изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Модельеры»;

• совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови».

В ходе проектирования дети узнают :

– как выглядит русский народный костюм;

– как по костюму определить статус, возраст, профессию, материальное положение, повод, по какому оделся человек;

– как украшен костюм человека и о чем говорит узор.

При этом дошкольники:

– проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

– определяют возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– готовы к индивидуальному самовыражению;

– совершенствуют мелкую моторику рук.

Стратегия реализации проекта

I этап: «Рождение проблемы».

Рассматривание иллюстративного материала «Народы мира».

Воспитатель. Какие народы, изображенные здесь, вам знакомы? Где вы встречали людей в таких костюмах? (Знакомы русские костюмы. Видели их на картинках, в мультфильмах, на одежде встречались похожие узоры, в книге русских народных сказок, у бабушки такая кофта, у нас в группе похожие костюмы есть.)

– Что вы знаете о русских костюмах? (Они красивые, нарядные. В них отмечают русские праздники. Их шили, вышивали сами хозяюшки. Молодые девушки готовили себе приданое на свадьбу, украшали свадебное платье.)

– Что бы вы хотели еще узнать? (Как украшали одежду? Из какой ткани шили костюмы? Как называются головные уборы? Где брали ткань для костюмов? Что можно узнать о человеке, глядя на его одежду)

– Где узнать ответы на ваши вопросы? (Спросить у родителей. Узнать на занятиях от воспитателя. Прочитать в энциклопедии и других книгах. Посмотреть по телевизору.)

II этап: «Мероприятия и события».

1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности) : «Русский национальный костюм» (познавательное; аппликация); «Одежда наших прабабушек» (познавательное; рисование печатками); «Русские народные головные уборы, их значение в костюме», «Кокошник и шлем» (познавательное, составление узора на пластилине); «Плетение пояска» (познавательное; ручной труд).

2. Беседы: «Свадебный русский костюм», «Русская народная обувь», «Беседа о пословицах».

3. Чтение художественной литературы: загадки об одежде, русская народная сказка «Царевна-лягушка», П. Ершов «Конек-Горбунок», А. Аксаков «Аленький цветочек»; русские былины : «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин-змей»; частушки «Русский костюм».

4. Просмотр видеофильмов: «Князь Владимир», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин-змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

5. Оформление выставки «Поэзия народного костюма».

6. Изготовление атрибутов к играм «Узнай и назови», «Модельеры».

7. Разучивание русского хоровода «Зоренька», игр: «Кто под платком?», «Ленточка», «Ходил Ваня по хороводику».

III этап: «Заключительный (подведение итогов)».

Развлечение-занятие «Ярмарка».

Литература

1. Андреева, М. Ф. Круглый год : народный календарь / М. Ф. Андреева. – СПб., 1997.

2. Балашов, М. Е. Костюм Киевской Руси / М. Е. Балашов. – СПб., 2002.

3. Дорофеев, Ю. Русский праздничный народный костюм / Ю. Дорофеев, О. Птушкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб., 2010.

5. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Ярославль, 2007.

6. Мерцалова, М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. – М. : Молодая гвардия, 1988.

7. Науменко, Г. И. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках / Г. И. Науменко. – М. : Центрполиграф, 2001.

8. Науменко, Г. Чудесный короб / Г. Науменко. – М., 1989.

9. Орлова, А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / А. В. Орлова. – Владимир, 1995.

10. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

11. Русский костюм : книжка-раскраска. – М. : Дрофа, 1997.

Публикации по теме:

Фольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». ФотоотчетФольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». Фотоотчет Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом.

Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм» Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект в старшей группе «Русский национальный костюм»
Опубликовано: 15 мая 2024 в 13:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект в старшей группе «Русский национальный костюм»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зелинская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД