Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь»

Наталья Пинчук
Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Играя, я учусь» предназначена для развития и укрепления пальчиковой моторики, для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Играя, я учусь“» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, и он может приступать к приобретению навыков письма.

Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы

• обучение детей проводится с пятилетнего возраста;

• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы : создание условий, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Задачи программы :

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях с ограниченными возможностями аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Обучающие:

1. Научить детей с ограниченными возможностями владеть графическими навыками письма.

2. Формировать навыки исполнительского мастерства.

3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Направленность программы :

Программа включает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика

• оригами

• конструирование

• графические упражнения

• игры и действия с предметами

• лепка

• аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям с ограниченными возможностями интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребё нка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Срок реализации программы :

Данная программа рассчитана на 21 день (курс реабилитации в стационарном отделении).

Режим занятий:

Занятия проводятся в подгруппах (3 – 5 человек) или индивидуально по 30 минут.

Форма проведения занятий:

• беседа

• экскурсия

• дидактическая игра

• сюжетно - ролевая игра

• физические упражнения

• коллективное творчество

• индивидуальная корректировка действий.

Результативность:

Проходя курс реабилитации по данной программе, дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста познакомились:

• с различными видами бумаги (цветной, газетной, гофрированной, бархатной);

• свойствами бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жёсткая);

• понятиями «оригами», «шаблон»;

• видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);

• основные правила склеивания;

научились:

• применять простейшие приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);

• пользоваться клеем, кисточкой, ножницами (вырезать простейшие детали по контуру, стекой;

• работать с трафаретами;

• изготавливать детали по шаблону;

• застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки;

• завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;

• изготавливать поделки в технике «аппликация», «оригами» по образцу;

• плести косички из ниток;

Формы проведения реализации программы :

В течение всего курса коррекционных занятий поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

самостоятельные работы,

тестирование по индивидуальным карточкам,

беседа,

выставки работ,

участие в творческих конкурсах, выставках.

Тематическое планирование по коррекционно – развивающей программе «Играя, я учусь».

№ Тема Виды работы Цель

1. «В гости к белочке» Занятие Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Белка», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

2. «Петя, Петя петушок» Занятие Развивать навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развитие мелкой моторики рук.

3. «Мой дом» Занятие Активизировать в речи детей слова: дом, жильё, неприкосновенность, электроприборы, экстренные службы.

Развивать мелкую моторику рук.

4. «Путешествие в подводный мир» Занятие. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.

5. «Путешествие в зоопарк» Занятие Совершенствовать координацию движений;

развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук;

6. «В гостях у сказки Занятие Формирование и развитие зрительно-моторных навыков.

7. «Транспорт» Занятие Развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом

8. «Умелые пальчики» Занятие Развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Публикации по теме:

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с агрессивным ребенком 1. Упражнение «Рассматривание собственной мимики перед зеркалом» Цель: отрабатывать связь между мимическими проявлениями и эмоциональным.

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, образного и логического.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Тверской области КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ.

Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

Коррекционно-развивающая словесная игра «Путаница» Словесная игра «Путаница» Цель: Расширять словарный запас детей, развивать фонематическое восприятие, вербальную память. Формировать произвольное.

Коррекционно-развивающая игра «Что? Где? Когда?» Коррекционно – развивающее игра «Что? Где? Когда?» для детей подготовительной группы. Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения.

Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.

Программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Учусь, играя» Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова,.

Программа по развитию речи «Учусь, играя» Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова,.

Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!» Пояснительная записка В настоящее время в практике психологического консультирования остро встает проблема детско-родительского взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь»
Опубликовано: 23 октября 2018 в 22:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пинчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД