Получи документы

Коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР с использованием средств событийной педагогики

Эльвира Куликова
Коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР с использованием средств событийной педагогики

Для обоснования эффективности событийного подхода к коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР, группа из 12 детей с ЗПР оценивалась в 5 различных ситуациях по 4 критериям эмоциональной отзывчивости (всего 120 показателей общего реагирования, речевого, мимического и поведенческого сопровождения эмоциональных реакций).

В целом у всех испытуемых отмечается значительное улучшение признаков эмоциональной отзывчивости на предложение :

а) поучаствовать в игре, упражнении, мероприятии с другими детьми;

Публикация «Коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР с использованием средств событийной педагогики» размещена в разделах

б) помочь, поделиться, пожалеть и т. п. ;

в) охарактеризовать настроение, чувство, мимику, жесты.

Констатирующий эксперимент дал основание говорить о преобладании среднего и низкого уровней эмоциональной отзывчивости у детей с ЗПР, что на формирующем этапе значительно изменилось, особенно в количестве критических или недопустимых для данной возрастной категории показателей.

Это означает, что ЗПР у испытуемых детей вполне корректируемо.

1. Основное изменение происходило в показателях общего эмоционального реагирования (восприятие цвета, формы, звука, другого лица, занятия, события, когда дети из инертных превращались в активных, а закрытые и негативные эмоции или их отсутствие в открытые, достаточно выраженные и позитивные.

Общее эмоциональное реагирование детей на констатирующем этапе эксперимента создавало впечатление, что опыт эмоционально насыщенной жизни у них мал. Такое насыщение обеспечила событийная модель коррекционной работы (вовлечение в игру или упражнение сначала парой, а затем в группе). И на формирующем этапе эксперимента эмоции детей начали раскрываться во взаимодействии, в эмоциональном соучастии, в интересах к позитивным контактам с людьми, с произведениями искусства, с животными, актерами и проч.

Общее эмоциональное реагирование в процессе формирующего эксперимента имело ожидаемый результат – критического уровня не проявил ни один ребенок, тогда как на констатирующем этапе имели место 12 критических случая.

2. Речевое сопровождение эмоциональных реакций в сравнении двух этапов эксперимента продемонстрировало иную картину. 14 показателей недостаточного уровня на констатирующем этапе перешли в 8 показателей возрастной нормы и 8 показателей критического уровня в 21 среднего.

Это было связано с первоначальным отсутствием у детей опыта речевых игр, активного диалогового общения, придумывания, пересказа, вопросо-ответного взаимодействия, рассказа по картинке, дополнения к рассказу партнера, скороговорочного соревнования, использования реплик во время групповых событийных мероприятий. Однако, преодоление сформировавшихся ограничений уже на формирующем этапе эксперимента стало у большинства активным, эмоционально позитивным. Особую роль в этом сыграли упражнения на знакомство с новыми словами (см. в Приложении 2 к данной ВКР) и их применение в игровой ситуации.

3. Об изменениях в мимическом сопровождении эмоциональных реакций детей следует отметить:

а) мимика как выражение эмоций на констатирующем этапе эксперимента в связи со слабостью и неврозоподобностью эмоциональных реакций была у детей мало или почти не регулируема; дети практически не улыбались и не использовали мимических выражений радости; скорее это были мимические выражения растерянности, ожидания чего-то опасного, тревоги;

б) психотехнические этюды и упражнения во время формирующего этапа позволили снять мимическую зажатость детей, усилить раскрепощенность, наблюдательность и внимательность;

в) мимические игры удавались детям не всегда легко, сказывалось отсутствие опыта игры с зеркалом, с зеркальным отражением мимики партнера по игре, со своевременностью правильного определения эмоционального состояния или настроения.

На констатирующем этапе эксперимента 8 раз дети показали критический уровень умения мимически выражать эмоции, узнавать эмоции по мимике, использовать мимику в общении; 16 раз показателей недостаточного уровня. Формирующий эксперимент имел уже другие цифры. 16 раз – показатели возрастной нормы, 14 показателей среднего уровня и практическое отсутствие показателей критического уровня.

Большую роль в достижении изменений сыграли не только занятия-упражнения, но также и занятия-мероприятия, анимационные программы, праздники, новое знакомство, встреча. Их ведущими участниками были взрослые лица с большим опытом ярких подчеркиваний мимических выражений эмоции с целью обучения детей действиям-повторениям по образцу.

4. Диагностика поведенческого сопровождения эмоциональных реакций детей (эмоционального эгоцентризма, трудностей переключения внимания и смены эмоциональных состояний во время перехода от действия к действию и др.) на констатирующем этапе эксперимента подтвердила предположение о наличии в этом дефектов. 12 раз дети демонстрировали признаки критического уровня эмоциональной отзывчивости в коммуникативном поведении, в выполнении правил поведения на празднике или при встрече с кем-либо, в ходе выполнения дидактического задания на занятии в паре. 18 раз это были показатели недостаточного (среднего) уровня. Возрастная норма можно сказать отсутствовала. На формирующем же этапе эксперимента показатели критического уровня резко снизились до 4. Среднего повысились до 12. Достаточного уровня или возрастной нормы до 14.

Поведение детей с ЗПР, сопровождающееся позитивным эмоциональным откликом, в завершении формирующего эксперимента во многом напоминало поведение детей с показателями возрастной нормы. Устранены (в четырех случаях из шести) или снижены (два случая из шести) были:

а) истероидные реакции;

б) чрезмерная тревожность;

в) импульсивность и слабая продуктивность игровой деятельности, коммуникации.

Потребность в общении и, соответственно, в обмене позитивными эмоциями стала более выраженной и устойчивой. Категоричности отказов от общения уже не наблюдалось, несмотря на сохранение определенного дискомфорта во время обращений или выражения ответных коммуникативных реакций.

В лучшую сторону изменилось и отношение испытуемых детей к правилам общего пользования игрушками, стульчиками во время праздника и т. п.

Публикации по теме:

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Конспект ООД с использованием средств ТРИЗ технологий в средней группе «Страна игрушек»Конспект ООД с использованием средств ТРИЗ технологий в средней группе «Страна игрушек» Доброго времени суток! Представляю вашему вниманию конспект ООД "Страна игрушек с использованием средств ТРИЗ технологий в средней группе.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею»Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею» Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы с использованием технологии музейной педагогики.

Конструкт урока в 5 классе «Живописный пейзаж с использованием графических средств» Конструкт урока Тема урока: Живописный пейзаж с использованием графических средств. Класс: 5 Цель: Формировать умения чувствовать и определять.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Лепка в средней группе «Вертолёт» с использованием подручных средствЛепка в средней группе «Вертолёт» с использованием подручных средств При работе часто сталкиваюсь с тем, что для выполнения работы необходимо большое колличество материала. Вот, например, как в данном случае.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР с использованием средств событийной педагогики
Опубликовано: 17 января 2024 в 19:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР с использованием средств событийной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Куликова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД