Папки-передвижки

Консультация «Учите детей общаться»

Ольга Каратеева
Консультация «Учите детей общаться»

Консультация

«Учите детей общаться»

Каратеева О. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»

г. Рассказово Тамбовской области

Так устроено человеческое бытиё, что, появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека; не научится ребёнок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретёт опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности.

Публикация «Консультация „Учите детей общаться“» размещена в разделах

Современным детям очень трудно договориться друг с другом, они испытывают значительные трудности при организации совместной деятельности. Это сказывается на интеллектуальном и нравственном развитии (ребёнок не может понять другого, на одностороннем восприятии взрослого и, в конечном счёте, на психологической подготовленности детей к школе.

Что делать, если ребёнок существенно отстаёт от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с партнёром, а в 5-6 лет не в состоянии поддержать простой разговор? Можно ли научить его общению? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, характер которых должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Индивидуальная работа с ребёнком – необходимое условие развития общения.

Взрослый воспринимается ребёнком как образец для подражания, поэтому взаимоотношения, складывающиеся между взрослыми и детьми в дошкольном возрасте, имеют особенно важное значение. Взрослый должен давать ребёнку образцы общения. В том случае, когда ребёнок положительно настроен на взрослого, признаёт его авторитет, происходит добровольное принятие позиции взрослого. Ребёнок не приспосабливается к требованиям, предъявляемым взрослым, и не подчиняется им, а изначально присутствует и развивается внутри сферы деятельности взрослого, внутри человеческого общения и в связи с ним.

Занятия лучше начинать с того, что ребёнок уже умеет и что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится малышу и которую он сам выбирает: подвижная игра, игра с правилами и т. д. В таких играх могут участвовать и несколько детей. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх ребёнок учится ориентироваться на партнёра, сдерживать свои эмоции при неудаче. Он ощущает радость от совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми, чувствует себя включенным в общее занятие. Кроме того, на время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно.

Если при выявлении уровня развития общения ребёнок не проявил склонности к разговору со взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида общения. Нужно постепенно в ходе игры или после неё вовлекать малыша в разговор: рассказывать ему о жизни и повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д. Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить ребё нка: чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру, где она живёт, рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказа. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные виды детского лото – зоологическое, ботаническое и т. д.

Чтобы ребёнок стал равноправным участником беседы, нужно чаще интересоваться его познаниями, наводить на правильные ответы, стимулировать собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность ребёнка, его любознательность: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все высказывания, касающиеся основной темы разговора.

Познавательная беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самого ребёнка. Важно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора не менялась. Для этого нужно предварительно подобрать несколько познавательных тем, интересных и доступных для ребёнка. В качестве основы для беседы можно использовать детские книги с иллюстрациями, в которых содержится дополнительная информация.

Однако здесь важно помнить, что задача таких занятий – не только сообщение ребёнку новых знаний, но, главное, формирование у него способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные для данного возраста вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самому ребёнку и о которых у него уже есть знания и представления. Тогда малыш может стать интересным собеседником.

Своеобразие этих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, сближает ребёнка и взрослого. Активное участие малыша в обсуждении темы говорит о его привязанности и положительном отношении ко взрослому.

Хорошей опорой для познавательного общения может стать не только иллюстративный материал, но и жизненный опыт самого ребёнка. Малыш обычно сам делится своими впечатлениями, общаясь со взрослым.

Как правило, после 8-10 подобных занятий ребёнок достаточно легко поддерживает беседу и может в течение 10-15 минут разговаривать со взрослым на познавательные темы.

Иначе должны строиться занятия по формированию личностного общения. Их можно проводить с несколькими детьми. В ходе таких занятий важно создавать условия, заставляющие ребёнка оценить свои действия и поступки. Сначала разговор может основываться на конкретных предметных действиях. Здесь подходит любая продуктивная деятельность детей : рисование, лепка, аппликация и т. д.

Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребёнка к оценке собственных умений и достижений в хорошо знакомой ему деятельности. Важно, чтобы ребёнок научился более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять своё мнение с мнением других. Взрослый при этом высказывает и обосновывает своё отношение к результатам детской деятельности, но его нельзя навязывать как единственно верное, чтобы не подавлять инициативу ребёнка.

Последующие занятия лучше проводить индивидуально. Желательно начинать с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей – об их конфликтах, отношениях, поступках. После прочтения такой книги спросите ребёнка, кто из персонажей ему больше понравился и почему, на кого хотелось бы походить. Если он не может ответить на подобные вопросы, выскажите своё мнение и обоснуйте его. После этого следует предложить ребёнку другую историю для обсуждения. Важно, чтобы он сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения.

Постепенно можно переводить беседу с обсуждения конкретного случая, описанного в книге, к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребёнка и окружающих его сверстников. Так, спросите ребёнка, кто из его друзей напоминает ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребёнку, что в окружающей его жизни, в отношениях со сверстниками возникают те же проблемы, о которых он узнал из книги. При этом взрослый должен высказывать своё мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых. Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется во взгляде ребёнка, в его сосредоточенности, в готовности отвечать на вопросы.

Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книгах, можно перевести разговор на общечеловеческие темы (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребёнка (поход к папе на работу, просмотр мультфильма и т. д., о различных профессиях.

Продолжительность беседы зависит от желания ребёнка. Если вы почувствовали, что ребёнок тяготится разговором, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру.

Опыт показывает, что через 2-3 месяца такой работы с детьми у них формируется способность к речевому личностному общению.

Самостоятельность оказывает значительное воздействие на характер общения между дошкольниками, на их положение в группе сверстников, является качеством, необходимым для осуществления взаимодействия детей на равноправных началах, стимулом к соблюдению правил взаимоотношений.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:"С тобой.

Консультация для родителей группы раннего развития «Учите детей изображать»Консультация для родителей группы раннего развития «Учите детей изображать» Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное, полезное дело для своего малыша.

Консультация для родителей «Учите детей доброте!»Консультация для родителей «Учите детей доброте!» Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И задача нас, взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать.

Консультация для родителей «Учите детей фантазировать» Бытует мнение, педагогов и психологов, что в младшем, и школьном возрасте дети наибольший интерес проявляют к рисованию, и с уверенностью.

Консультация для родителей «Учите детей играть» Когда ребенок подрастает у него появляется большое желание себя чем-то занять, проще говоря во что-то поиграть. Родители должны знать, что.

Консультация для родителей «Учите детей любить животных» Консультация для родителей: «Учите детей любить животных». Автор: Кавун Дарья Александровна, МБДОУ детский сад №15 «Серебряное копытце».

Консультация для родителей «Учите детей наблюдать»Консультация для родителей «Учите детей наблюдать» Консультация для родителей «Учите детей наблюдать». Ребенок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Учите детей общаться»
Опубликовано: 17 января 2024 в 15:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Учите детей общаться»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Каратеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД