Папки-передвижки

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»

Инна Абазова
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка“» размещена в разделах

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты.

При этом зачастую у родителей возникает вопрос : «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация, идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей.

62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.

52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.

Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавателный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.

Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени на «такую ерунду» : «Зачем это нужно сейчас, когда можно и в школе», - и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты.

Итак, какие же советы:

- не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;

- никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п.

- нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;

- нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.

Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково – исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное, как само собой разумеющееся, т. е. это есть и точка. Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому родители с детьми получали исследовательскую деятельность дома.

В этом месяце дети и родители получили конкретные задания «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований. На примере Каролина разобралась, как из муки получить тесто и как делаются пельмени и т. д.

Рассматривая решение вопросов по исследовательской деятельности дома, хочется отметить, что многие родители провели работу по исследованию воды. Большую активность проявила семья Миланы они провели исследования воды в жидком и в твердом состоянии. Милана и Ася провели исследования какие предметы тонут в воде, какие не тонут. Основательно описала исследовательскую деятельность семья Дамира они проводили опыт с сахаром и фасолью. И Лана провела такой же опыт с гречкой и сахаром (сахар в воде растворяется, а гречка набухает). Делала свои умозаключения, выводы и Тамир, он тоже старался, у него опыт с сахором и солью. Он узнал, что сахар в воде растворяется быстрее чем соль, даже при высокой температуре. Также хорошо провели свою работу Дарина и Алихан, они экспериментировали как быстрее набрать воду в тазик, с помощью стакана или губки. Камила сделала вывод, что непромокаемая ткань используется для шитья зонтиков.

После такой работы стала обсуждать с детьми вопросы

Это интересно:

(Вопросы и ситуации для обсуждения с детьми)

* Что происходит с водой на морозе?

* Что происходит с водой при кипении?

* Что происходит с сахаром и солью при добавлении в воду?

* Какие предметы тонут в воде а какие плавают?

* Можно ли унести воду в решете?

*Чем быстрее набрать воду в тазик стаканом или губкой?

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.

Вывод:

Моя практика показывает, что метод экспериментирования позволяет:

- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).

- Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Ожидаемый результат:

* повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать

и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);

Планирую:

Разработать исследовательские проекты «Воздух-невидимка», «Почва, глина, песок»;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребёнкаРоль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребёнка Цель: Повышение психолого-педагогической культуры родителей, способствование изменению их взглядов на развитие познавательно- исследовательской.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет Цели: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Консультация «Роль игры в развитии личности ребенка» Игра - это не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само.

Консультация для родителей «Роль игры в развитии ребенка» Дети любят играть. Вы это знаете и поощряете детские игры, покупаете игрушки. Но задумываетесь ли вы при этом, о том, каково значение детских.

Консультация для родителей «Роль семьи в музыкальном развитии ребенка» Роль семьи в музыкальном развитии ребенка Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 1 г. Армавир Паветко Н. А. Музыкальное воспитание.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль вечерних сказок в развитии чувств ребенка» Роль вечерних сказок в развитии чувств ребенка. Читать ребенку не просто полезно, а и необходимо, ведь именно чтение считается основой развития.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»
Опубликовано: 15 мая 2016 в 17:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Абазова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД