МААМ-картинки

Консультация для родителей «Связная речь у детей с ОНР»

Александра Михайловна Кузнецова
Консультация для родителей «Связная речь у детей с ОНР»

Консультация

«Связная речь у детей с ОНР»

Разработала учитель – логопед

Кузнецова А. М.

Связная речь - это отражение уровня развития мышления вашего ребенка.

Связная речь отвечает следующим критериям:

Ясность и точность. Понятна для окружающих, а не только для близких ребенка.

Характеризуется правильным, подходящим по смыслу и ситуации подбором слов и словосочетаний.

Публикация «Консультация для родителей „Связная речь у детей с ОНР“» размещена в разделах

Логичность (предполагает умение излагать мысли последовательно, не сбивчиво)

Содержательность, правильность, разнообразие (эти характеристики говорят о сформированности лексико-грамматического строя речи, богатстве словарного запаса).

Развитие связной речи дома

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки. В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Также связную речь развивают пересказы и составление рассказов по картинкам.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Что мы видели вчера? Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок

Упражнение "Загадки"

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Игра "А что было дальше?" (составление рассказов по сюжетной картинке или по серии картинок)

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи.

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

«Формирование связных высказываний у дошкольников старшего

возраста»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания

детей. Это обусловлено, прежде всего, е социальной значимостью и ролью

в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,

коммуникативная функция языка и речи.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая

определяет уровень речевого и умственного развития реб нка.

Связная речь включает в себя три этапа:

1. подготовительный или ориентировочный этап;

2. знакомство детей с правилами построения рассказа;

3. закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Нужно научить детей на слух узнавать образцы связной речи и отличать

их от ошибочных вариантов. Для этого используются сравнительные

упражнения типа:

- сравнить рассказ с набором слов;

- сравнить рассказ с отдельным предложением, которое начинается с

местоимения;

- сравнить рассказ с бессмысленным набором предложений;

- сравнить рассказ с некомплектным вариантом, т. е. с рассказом, в

котором пропущена часть предложений и т. д.

Объём рассказа.

Педагог использует рассказы повествовательного характера, небольшие

по объ му (7-9 предложений, потому что эти рассказы не требуют

дополнительной работы по содержанию. Чтобы заставить детей думать, надо

вначале прочитать неправильные образцы. Это заставит реб нка задуматься,

а потом читать правильный образец. Через некоторое время необходимо

чередовать порядок чтения.

Существуют два способа проведения таких занятий:

а) интуитивный;

б) логический.

а) педагог учит находить образцы связной речи интуитивно, т. е. как

получится, вместе с тем да тся помощь – наглядные карточки:

на первой карточке – событие;

на второй, разлинованной в таблицу – наклеены предметные картинки.

Такая таблица показывает, что когда он называет отдельные предметы,

рассказ не получается, закрепляются правила. Рассказ получается тогда,

когда мы вспоминаем событие.

б) педагог показывает детям, как устроен рассказ. Необходимо показать,

что в рассказе есть предмет, и то, что мы сообщаем об этом предмете. Научив

детей отвечать на вопрос «Почему?», помогаем осознать, что в этом

случае рассказ получается, а в противном – нет.

Какая же работа проводится над предложением?

Например, к глаголу «бежит» подбираются различные предметы, о

которых можно сказать «бежит» (речка, время, ручей, лиса, человек и т. д.)

Сначала работа вед тся с опорой на картинки, а затем самостоятельно.

Педагог должен избегать вопросов: «Что это?» и «Что делает?».

Надо задавать: «О каком предмете я говорю?», «Что мы узна м об этом

предмете?» Кошка – серая, бежит, сидит….

Вначале рассказ составляют без правил, как получится. Можно

использовать такие игры:

1. На восстановление порядка картин с последующим составлением

рассказа или его фрагмента:

а) расположить картинки по последовательности

читаемого рассказа;

б) расположить картинки по памяти;

в) исправить ошибку педагога;

г) распутать 2 серии картинок.

2. Эвристические (поисковые) игры - найти недостающий элемент:

а) найти место пропавшей картинки;

б) восстановит серию по одной заданной картинке;

в) найти неподходящее предложение в рассказе педагога,

заменить его на правильное.

3. Игры на развитие сюжета:

а) педагог предлагает ряд предметных картинок,

объедин нных каким-то событием, предлагает

придумать рассказ;

б) педагог предлагает из ряда картинок отобрать только те,

по которым можно придумать какой-либо рассказ.

Так же нужно научить детей различать на слух некоторые жанры: сказку,

загадку и т. д.

Затем ид т знакомство с правилами составления рассказа:

1. cмысловая дружба предложений в рассказе;

2. правило языковой дружбы – предполагает научить разными языковыми

средствами прикреплять одно предложение к другому, т. е. научиться

разными словами соединять предложения между собой.

Например:

а) личные местоимения – я, он, мы

б) через словосочетание – местоимение + существительное

Я Петя

в) через словоизменение – мишка – медвежонок – мишутка

г) через синонимическую связь

На одном занятии можно вводить только лишь одно средство.

Описательный рассказ - предмет и то, что мы о н м рассказываем, сложен

для реб нка, но интересен, потому что в н м нет событий, он однообразен по

структуре. И он занимает маленький процент в жизни реб нка и в нашей

жизни.

Вначале учат детей отгадывать предмет по описанию, типа загадок, а

затем ид т работа над содержанием.

Во-вторых, важно научить детей исследовать предмет.

Например: яблоко – какой формы, цвета, величины, потрогать,

попробовать на вкус, понюхать и т. д.

Следует показать, что может быть разный план описания предмета. С этой

целью подбирают 2 рассказа-описания с различной последовательностью.

Рассказы читают 2 раза:

1) ознакомление;

2) работа над содержанием.

Рассказ получается только в том случае, если мы расскажем обо всех признаках предмета.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Связная речь у детей с ОНР»
Опубликовано: 21 мая 2024 в 17:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Связная речь у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Михайловна Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД