МААМ-картинки

Консультация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников»

Ольга Шобанова
Консультация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников»

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников

В настоящее время, с началом обучения в школе, у многих детей вдруг обнаруживаются затруднения при обучении чтению и письму. Учащиеся оказываются не в ладах с русским языком, однако могут неплохо справляться с математикой, окружающим миром и другими предметами. Как правило, у этих детей обнаруживаются нарушения чтения и письма: дисграфия и дислексия.

Публикация «Консультация „Профилактика оптической дисграфии у дошкольников“» размещена в разделах

Логопедическим термином дисграфия обозначается частичное специфическое нарушение процесса письма. Это связано с отклонениями в нормальной деятельности тех или иных анализаторов, участвующих в процессе письма (речеслуховой, речезрительный, речедвигательный, двигательный анализаторы) или психических функций, обеспечивающих акт письма (память, внимание, мыслительные процессы, восприятие).

При дисграфии младшие школьники с трудом овладевают письмом: списывание и диктанты пестрят многочисленными ошибками. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы и слоги, заменяют их.

Сейчас очень часто у детей младшего школьного возраста встречается, так называемая, оптическая дисграфия. Она связана с недоразвитием оптико – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Для оптической дисграфии характерны следующие ошибки:

1. Замены букв по начертанию:

недописывание элементов букв;

написание лишних элементов;

о-а, л-м, и-ш, и-ц, п-т, П-Т, Х-Ж.

2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве

вверх- вниз: в-д, б-д;

вправо-влево – «зеркальное написание».

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Для усвоения зрительного образа буквы и для дифференциации букв близких по начертанию необходим достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений. Данную предпосылку проще своевременно выявить и устранить.

В связи с тем, что нижнетеменные отделы коры головного мозга окончательно созревают позже других её отделов, в 1-м классе на начальных этапах обучения письму трудности в дифференциации букв возникают у многих детей. Во многом это связано с тем, что все буквы русского алфавита в печатном и в рукописном виде состоят из небольшого набора буквенных элементов. Одинаковые элементы комбинируются между собой по количеству и пространственному расположению, и образуют различные буквы, однако это приводит к наличию в русском алфавите несколько оптически сходных букв. Для дифференциации этих букв нужно владеть хорошими оптико-пространственными представлениями, зрительным анализом и синтезом.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Данная работа состоит из 2-х этапов:

1-й этап предполагает упражнения направленные на развитие высших психических функций (зрительная память, внимание, пространственные ориентировки, анализ, синтез)

2-й этап - это упражнения, направленные на ликвидацию оптической дисгафии, т. е. осуществляется работа над конкретной буквой.

Работа 1-го этапа может проводиться как педагогами, так и родителями.

I. Понимание пространственных предлогов.

Ребёнок должен понимать пространственные предлоги.

Задания: положи ложку на кружку, под кружку, за кружку, перед кружкой, около кружки и т. д. И наоборот: возьми ложку за кружкой, перед кружкой и т. д.

II. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

1. Я положила вилку справа от ножа. Сделай так же и т. п.

2. Подними вверх правую руку (левую); покажи правой рукой правую щёку (левую); топни левой ногой (правой).

3. Какой предмет находится справа от кресла?

Какой предмет находится над креслом? И т. д.

Повернись к предметам спиной. (Вопросы те же).

4. Какая птица сидит выше?

Какая птица сидит ниже на дереве?

5. Ответь на вопросы:

Что выше, дерево или 10-этажный дом?

Что к тебе ближе, табурет или стол?

III. Представления о форме и величине предметов.

1. Назови геометрические фигуры.

2. Покажи, где высокое дерево, а где низкое?

3. Покажи где среднее яблоко?

4. Покажи, где толстый кот?

IV. Узнавание предметов в усложненных условиях.

1. Назвать предметы, изображенные пунктиром.

2. Назвать предметы, наложенные друг на друга.

3. Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.

V. Развитие зрительного анализа и синтеза.

1. Какими деталями отличаются рисунки?

2. Чем похожи рисунки?

3. Сложи из счётных палочек предмет по образцу.

VI. Развитие зрительной памяти.

1. Положите перед ребёнком 7-8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один из них. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.

2. Положите перед ребёнком 6-7 картинок, ребёнок должен запомнить их. После этого смешайте картинки с другими 8-10 картинками. Ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.

3. Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.

4. Игра «Что изменилось?» Разложить 4-6 картинок, которые ребёнок должен запомнить. Поменять их расположение. Ребёнок должен сказать, что изменилось.

Предложенные упражнения позволят вашему ребёнку быстрее выучить буквы, научиться писать и читать!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.

2. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1996.

3. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. СПб., 1999.

4. РГПУ им. Герцена. Методы изучения и преодоления речевых расстройств (межвузовский сборник научных трудов). СПб., 1994.

5. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб. 2004.

6. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб., 2005.

7. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.

Публикации по теме:

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников»
Опубликовано: 5 февраля 2021 в 14:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шобанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД