Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Мария Тимошечкина
Консультация для воспитателей «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Цель консультации : Обратить внимание педагогов на специфику словарной работы с детьми;-

Задачи: -обогащение словаря тематическими группами слов;

- закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты…одежда, обувь);

- развитие представлений о смысловой стороне слова : работа над правильным пониманием значений многозначности слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);

Публикация «Консультация для воспитателей „Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

- формирование отбора слов и точность словоупотребления;

- развивать представление о словообразовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, глаголов с приставками.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в речевом развитии, в недостаточной степени постигают речевые закономерности. Дети с общим недоразвитием речи третьего уровня имеют бедный словарный запас, не правильно понимают значение слов, то есть их уровень речевого развития сильно отличается от нормы. Для них родственными могут быть слова газ-газета, лес-лиса,дом-домино и др.

Работа над родственными словами развивает у деей языковое чутье. Эффективным методом при работе является метод наглядного моделирования, он очень важен, потому что у детей преобладает наглядно-образное мышление. Важно формировать умение анализировать слова, формировать умение устанавливать существенные связи, а так же чуткости, интереса к слову, стремления говорить правильно. При работе с родственными словами педагог опирается на:

1)-наблюдения, которые приводят детей к осознанию родственных слов в тексте;

2)-упражнения на определение родственных слов в тексте;

3)-задания на группировку и собственный подбор;

Обучению образовывать родственные слова помогают приемы :

-дидактических игр с иллюстрациями;

-заданий, наполненных аналитической деятельностью ("исключи лишнее", "скажи наоборот"

-анализ значения слов в стихотворениях;

-объяснение производного слова с помощью развернутого описания;

-уточнение слова, путем введения его в предложение или словосочетание;

-объяснение значения слов с обыгрыванием движениями;

-наглядно-графическое моделирование;

Используются следующие приемы и упражнения:

1-Игра в мяч "Назови родственное слово"

2-"Закончи правильно"(строитель-это. рыбак-это.)

3-"Назови родственное слово по объяснению"(хлеб хранят-в хлебнице, соль-в солонке)

Подбери слова похожие по смыслу (летел, улетел,слетел, влетел, перелетел)

Таким образом дети устанавливают родственные связи между словами, языковой материал становится источником знаний, средством развития речевых навыков, расширяется словарный запас и способы словообразования, а так же задумываться над значением слов. Упражнения способствуют развитию памяти, языкового чутья, осуществляется пропедевтическая задача-закладывается основа орфографически правильного письма в школе.

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Перспективное планирование работы по формированию словообразовательных навыков у детей с ЗПР Старшая группа 1период:(сентябрь, октябрь, ноябрь) Лексические темы: Осень”,”Овощи”“Части тела”, “Фрукты”, “Посуда”, “Продукты питания”.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 27 октября 2014 в 22:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Тимошечкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД